В Мосгордуме обсуждается проект федерального закона, который в народе получил название «закон против резанья баранов». В тексте законопроекта, конечно же, нет уточнений по поводу вида животных и вероисповедания резников. Но авторы не скрывают: речь идёт о мусульманском обряде. Документ запрещает жестокое обращение с животными в публичных местах. О массовых скоплениях людей, парализующих движение по улицам, в документе ни слова.
Необходимость принятия «закона о баранах» сомнительна. И вовсе не потому, что резать их на глазах у москвичей – нормальное поведение. А потому, что для таких запретов новый закон не требуется. В текущем году Сергей Собянин распорядился, чтобы в публичных местах подобные обряды не проводились, и это сработало. Тем не менее в Госдуме решили посвятить данной теме целый закон. А без согласия Москвы его не примут, так как проблема актуальна именно в столице. Текст проекта оказался весьма странным: в нём говорится о жестоком обращении не только с животными, но и с людьми, – получается, в публичных местах жестоко обращаться с людьми и животными нельзя, а в домашних условиях – можно. Поэтому Мосгордума отправила документ обратно в Госдуму – на доработку.
Между тем главный фактор, который вызывает возмущение москвичей в связи с мусульманским праздником Курбан-байрам, – это не бараны, а сбор мусульман в невероятном количестве возле центральной мечети на Проспекте Мира. Как сообщили «АН» в Комиссии Мосгордумы по взаимодействию с общественными и религиозными организациями, в 2009–2010 гг. количество мусульман в нужное время в нужном месте составило от 55 до 70 тыс. человек, а в текущем – от 80 до 100 тысяч. Общее количество магометан в Москве – около 2 млн., поэтому численность сборов на Курбан-байрам ещё очень щадящая.
Мечетей в Москве немного: четыре общедоступных и одна при иранском посольстве (только для сотрудников). Вместимость их невелика – от 500 до 1 тыс. человек. Ситуация усугубляется стремлением мусульман собираться в одном месте, из-за чего три общедоступные мечети не заполняются. «В этом году мусульманам для молитвы на Курбан-байрам город выделил павильоны в Сокольниках, но они были заполнены лишь частично – на 2,5–3 тыс. человек, – рассказывает депутат Мосгордумы Антон Палеев. – Строго говоря, религиозные мероприятия должны проводиться в отведённых для этого помещениях или на территориях, которые относятся к данным помещениям. Если проблема решаться не будет, то количество молящихся протянется от центральной мечети на пять километров. Препятствовать движению общественного транспорта, согласно закону, нельзя. Но никакой ответственности за это не предусмотрено, к тому же государство ни в коем случае не может равнять религиозные мероприятия с массовыми беспорядками».
«Хорошо, что в этом году наконец-то не резали баранов на глазах у московских детей, – комментирует депутат Мосгордумы Сергей Гончаров. – Но проблему массовых сборов мусульман в одном месте тоже нужно решать. Сами по себе такие сборы могут быть признаны как законными, так и незаконными – на усмотрение непосредственного исполнителя закона. В законе сказано: сборы не должны мешать общественному порядку, но что это значит – не уточняется. Поэтому вопрос о каждом конкретном сборе – политический. Проблема не только в том, что мусульмане стелют коврики и молятся на трамвайных путях. Но и в том, что москвичей пугает столь сильное стремление людей другой культуры к идентичности и единству внутри Москвы».
Защитники религиозных меньшинств отмечают: к православным верующим тоже можно предъявить претензии в части затруднения общественного движения – немало нареканий вызвала многокилометровая очередь к поясу Богородицы. «Не спорю. Те, кто привёз его в Москву, должны были предвидеть такую очередь. И заранее оповестить об этом мэрию, чтобы она могла принять меры по регулировке общественного движения, – соглашается диакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, философ и публицист. – Но всё-таки для православных подобное мероприятие – исключение из правил. Обычно массовые сборы проходят в выходные: Рождество – официальный выходной, а Пасха приходится на воскресенье. Тогда как Курбан-байрам выпадает на пятницу, а это самый тяжёлый день для автомобильной инфраструктуры Москвы. К тому же цель массовых молитв мусульман в одном месте – не только религиозная, но и политическая: главы мусульманских общин стремятся продемонстрировать Москве возможности своего влияния. Для православных молитва в одном месте не имеет такого значения. Мэрия готова предоставить места для новых мечетей. А значит, имеет право потребовать от мусульман ответных шагов навстречу. В том числе – по поводу Курбан-байрама».