Очередным «топорным» решением проблем застройки центра столицы может стать идея властей и руководства РЖД о сносе здания Курского вокзала и возведение его фасадом к Яузе.
К вокзалам у многих москвичей отношение трепетное: кто-то каждое лето отправлялся в далёкую деревню к бабушке, а кто-то – на электричках в пионерские и студенческие лагеря. Вокзал – это отражение жизни города, его истории и его возможностей. Вопрос лишь в том, должны и могут ли эти огромные транспортные узлы существовать в своей прежней форме? Так как история их развития связана с постоянным ростом числа пассажиров и расширением привокзального пространства.
Эксперты считают, что к концу ХХ века столичные вокзалы стали запаздывать в своём развитии. Дело в том, что формирование железнодорожной сети было вытеснено более привлекательными коммерческими проектами, порой идущими вразрез с адекватной градостроительной и транспортной политикой столицы. Безусловно, привокзальная площадь – прекрасный объект для коммерции и лакомый кусок для коррупционеров из Москомархитектуры. Благодаря им площадь перед «южными воротами столицы» подмял под себя уродливый развлекательный комплекс Атриум, открытый в 2002 году. Ведущие умы города в области архитектуры и строительства дружно называют это строительство грандиозной ошибкой, считая его основным доводом в пользу планируемой кардинальной перепланировки Курского вокзала.
«Безусловно, это результат того, что на площади, которую можно было использовать под привокзальные сооружения, для усовершенствования работы пересадочного узла и всей инфраструктуры, был выстроен ТРЦ «Атриум». Это привело не только к дополнительным пробкам на Садовом кольце, но и к необходимости преобразования железнодорожного движения вообще. Сегодня вокзала вообще не видно. А возможности его развития и комфортизации существенно ограничены.
Когда возникает необходимость реконструкции объектов такого масштаба, все её варианты должны быть публично обсуждены. Это касается и архитектурной, и инфраструктурной точек зрения», – считает Борис Пастернак, член президиума Экспертно-консультационного общественного совета при главном архитекторе Москвы, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований.
Такого же мнения придерживается и Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: «Торговые площади нужны в районе вокзала для обслуживания пассажиров. А торговые площади Атриума не имеют ни малейшего отношения к основному людскому потоку Курского вокзала. Пассажиры местных электричек не являются потенциальными покупателями ТЦ. Его посетители не пользуются электричками. Таким образом, здесь, где нужно нагрузку на транспортный узел снижать, горе-архитекторы притащили дополнительную нагрузку!»
При этом не перестаёт удивлять логика управленцев РЖД. Ведь именно с реконструкции Курского начался в 2008 г. проект перестройки столичных вокзалов. Здание было отремонтировано, оснащено новейшими световыми табло, эскалаторами и прочими новшествами. На эти цели были затрачены колоссальные бюджетные средства. Сегодня Курский с технической стороны считается, пожалуй, самым современным в России. Но одновременно с этим – самым неудобным для встречи пассажиров.
Тем временем торговые центры продолжают как грибы расти на привокзальных пространствах столичных вокзалов. Рядом с Киевским вокзалом в 2006 г. был построен ТРЦ «Европейский», а очень скоро москвичей порадуют открытием очередного весьма спорного торгового монстра – комплекса на Павелецком.
«Наши руководители не в ладах с арифметикой, а заодно и со здравым смыслом. Руководствуясь вроде благими пожеланиями, никто не задумывается о том, насколько то или иное строительство целесообразно и рационально. Например, мы снесли великолепнейший комплекс – гостиницу «Россия», и 5 лет на этом месте ничего нет. Разве такое решение было дальновидным? Жванецкий говорил – «тщательнее надо, ребята», – сетует Ректор РГСУ Василий Иванович Жуков.
Вот только не получается назвать пожелания перенести и развернуть вокзал благими. Основной поток пассажиров Курского вокзала пересаживается на метро, и это очень удобная стыковка – здесь сразу три станции: «Курская» кольцевая и радиальная, а также «Чкаловская». «Этот железнодорожный узел с точки зрения пешеходной доступности от метро расположен наилучшим образом. Понятное дело, как бы мы его ни крутили: к кольцу задом или передом, идеальной доступности не будет. Например, из-за Атриума.
Метро строилось с оглядкой на вокзал. Никаких новых станций никто не будет строить», – аргументирует неприемлемость новых планов РЖД координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров. Ситуация с пробками на Садовом кольце на подъезде к Курскому вокзалу обусловлена в том числе и расположением Атриума. Хотя на Кольце в любом месте пробками никого не удивишь. Зато отсутствие нормальной возможности подъезда к вокзалу – как на автомобиле, так и на наземном общественном транспорте – является серьёзной проблемой.
«Проще было бы убрать Атриум», – предлагает Юрий Егоров. Стоимость такого радикального решения была бы, безусловно, ниже затрат на предполагаемый перенос-разворот вокзального комплекса. Ведь придётся затронуть всю железнодорожную сеть, внедриться в саму систему железных и автомобильных дорог, нарушить близлежащую инфраструктуру. Может быть, стоит поискать другие решения? Почему бы не перепрофилировать Атриум, приспособив его площади под нужды вокзала? Если не в нашей стране, то за рубежом можно найти архитекторов, способных на комплексные решения таких сложных проблем.
По мнению президента российской академии архитектуры и строительных наук Александра Петровича Кудрявцева, все проблемы, связанные с вариантами проведения строительных работ, «лучше всего решит конкурс. Если бы он был объявлен, мы, возможно, получили бы целый ряд нестандартных и остроумных решений». В то время как Москомархитектура в очередной раз отказалась давать какие-либо комментарии нашему изданию, Михаил Блинкин посоветовал москвичам и гостям столицы набраться терпения. «Да, какой бы ни была стройка: на Садовом, Третьем, на Бульварном кольцах – она, непременно, окажется тяжёлой для нашего города. Москву за годы закрутили таким образом, что здесь нет места простым безболезненным решениям. Значит, придётся потерпеть».