Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 47(288) от 01.12.2011

Техника лифтваффе

Допотопное оборудование угрожает здоровью и жизням москвичей

, 18:35

Сегодня в Москве действуют около 120 тыс. лифтов. Возраст 18 тыс. этих подъёмных устройств превышает максимально допустимую отметку в 25 лет. Часть старых кабин из-за изношенности останавливают, остальные продолжают эксплуатировать. Очевидно, что оба этих варианта могут привести к человеческим жертвам.

В текущем году эта угрожающая здоровью москвичей ситуация наконец заставила городcкую администрацию задуматься об обновлении изношенных кабин. Всего до конца 2011 г. должно быть установлено 3715 новых лифтов (для сравнения: в предыдущие годы менялось всего по 200300 единиц). По словам Петра Бирюкова, заместителя мэра в правительстве Москвы, на это было выделено более 6 млрд. рублей. В течение последующих двух лет в столице должны заменить остальные отслужившие свой срок подъёмные устройства. До 2016 г. в Москве, согласно обещаниям мэра, будет заменено около 20 тыс. лифтов.

Кто ответит за ремонт

До октября 2010 г. приёмкой и контролем безопасности подъёмных устройств занимался Ростехнадзор. Теперь этой организации вменили другие обязанности. Сегодня анализом технического состояния лифтового оборудования занимается Департамент капитального ремонта и строительства. Раньше по эксплуатационным нормам полагалась полноценная экспертиза промышленной безопасности шахт, всего электрооборудования, лифтовых кабин. Ныне, к сожалению, проводится лишь оценка соответствия кабин органами сертификации.

«Сейчас действуют испытательная лаборатория и органы по сертификации, которые были аккредитованы в Росстандарте, – рассказывает Иван Дьяков, вице-президент национального союза лифтовых саморегулируемых организаций.  Пока Росстандарт аккредитацию прекратил, так как с 1 ноября должна была начать действовать федеральная служба аккредитации Минэкономразвития, но она ещё не сформирована. Поэтому сегодня этот вопрос находится в подвешенном состоянии».

По словам Ивана Дьякова, параллельно действует саморегулируемая организация – «Русьэкспертлифт», которая объединяет 90% испытательных лабораторий и органов по сертификации всей страны. На базе «Русьэкспертлифт» при содействии Росстандарта создан АНО «Национальный информационно-аналитический центр». Он собирает всю информацию по состоянию лифтов. Удивительно, что при таком обилии курирующих организаций в Москве (а в целом по стране – тем более) техническое состояние лифтов по-прежнему угрожает безопасности людей.

Красная цена

Однако особый вред этому хозяйству сегодня наносит проведение аукционов среди фирм-поставщиков. Их организовывают в основном для снижения конечной цены на оборудование и комплектующие деталей. «Стоимость лифта для девятиэтажного дома вместе с монтажом в среднем должна составлять 1,6 миллиона рублей, – рассказывает Иван Дьяков. – Только в этом случае можно предусмотреть все аспекты безопасности».

 Кроме демпинговых аукционов делу вредят и мошенники. «Известны случаи, когда старые, наспех отремонтированные кабины выдают за новые, – рассказывает Галина Хованская, депутат Госдумы.  Уверена, преступно в данном случае соблазняться низкими ценами, поскольку на кону – безопасность и здоровье москвичей. На эти цели нельзя жалеть средств. Вспомните ещё и о том, что в нашем городе в настоящее время проживают примерно 2,53 миллиона пенсионеров. Из-за халатности и жажды наживы вороватых хозяйственников эти пожилые люди (многие из них, кстати, одиноки) оказываются вдруг ещё и ограниченными в передвижении. Потому что не могут постоянно совершать «пробежки», допустим, с пятого этажа на первый и обратно, когда в доме не работает лифт. Вопрос технического состояния этих подъёмных устройств в наших домах сегодня должен быть приоритетным. Наличие воды, тепла и работающий лифт – это главное, чем должен быть обеспечен каждый человек».

Отдать в хорошие руки

Новые лифты, которые сегодня устанавливаются в многоквартирных домах города, изготавливаются в основном отечественными производителями. Сегодня типовой подъёмный механизм должен двигаться плавно и бесшумно. Под стать ему и современный дизайн, и энергосберегающие технологии.

Сегодня кнопки в кабинах лифтов – антивандальные, их уже нельзя поджечь. Примечательно, что забота о малоподвижных гражданах всё-таки проявлена. «Согласно новому техническому регламенту «О безопасности лифтов», проём делают шире, а кабина оснащена соответствующими кнопками для слабовидящих», – поясняет Иван Дьяков.

Существенное улучшение характеристик лифтов не может не радовать. Однако пока неизвестно, кому впоследствии отвечать за ремонт этого оборудования…

Сегодня оно не принадлежит «лифтовикам». И за новыми владельцами в многоквартирных домах – до конца также не закреплено. «Пока у нас нет нормативно-правовой базы, которая чётко фиксирует права и обязанности собственника, – отмечает Анатолий Комаров, председатель Комитета МТПП по взаимодействию с саморегулируемыми организациями.  Так что говорить о тарифах, инвестициях или капитальном ремонте мы пока не можем. Сегодня собственникам жилья лифтовое оборудование не принадлежит. Ещё до приватизации квартир мы должны были провести полную экспертизу всего домового хозяйства. И надо помнить о том, что если лифт аварийный, передать его в собственность нельзя». Таким образом, сегодня мы имеем позитивный сдвиг в сторону обновления лифтового парка. Но при этом – абсолютно невнятную политику в области контроля безопасности, а также дальнейшей эксплуатации и ремонта этих подъёмных устройств.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram