Аргументы Недели → Город М № 47(288) от 01.12.2011

К зайцам едут ревизоры

, 18:31

На днях мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о том, что в столице началась ликвидация турникетов на наземном транспорте. Через два года показавшие свою неэффективность в борьбе с «зайцами», металлические заграждения полностью исчезнут из городских автобусов и троллейбусов.

Введенные ещё при Лужкове турникеты на наземных видах транспорта, похоже, разочаровали московские власти. Они не только не решили до конца проблему безбилетных граждан, но и затруднили движение на маршрутах. Постоянное скопление пассажиров у дверей автобуса и кабины водителя увеличивает интервалы движения.

Кроме того, часть безбилетных пассажиров спокойно пролезает под этими конструкциями. «Снятие турникетов повысит среднюю эксплуатационную скорость транспортных средств, чего, собственно, мы и добиваемся, – комментирует решение мэра Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза. – Люди будут меньше стоять на остановках, улучшится качество обслуживания. Возможно, косвенно это повлияет даже на заторы. Чем быстрее будет двигаться общественный транспорт, тем меньше станет затруднений на дорогах».

Напомним, что на данный момент пассажирский городской транспорт оснащён автоматизированной системой контроля пассажиров (АСКП). Она включает в себя не только турникеты, но валидаторы, предназначенные для проверки магнитных билетов и «карточек москвича». Сегодня город отказывается от использования исключительно турникетов. Электронные устройства (валидаторы) не только останутся, но и будут совершенствоваться.

По словам Юрия Свешникова, они будут дорабатываться с учётом тарифов. А пассажиры получат возможность использовать один проездной билет в метро, на наземном транспорте и даже на пригородной железной дороге. Не исключено, что в салоне установят несколько валидаторов. А заходить в автобус или троллейбус можно будет через любую дверь.

Согласно планам городских властей, попытки безбилетного проезда должны будут снова пресекать контролёры-ревизоры. При помощи компактных приборов они проверят время и место валидации билета. «Контролёры – это старомодный способ, но правильный», – считает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». Но здесь актуален вопрос о том, каким образом контролёр сможет получить с нарушителя тысячерублёвый штраф.

«В каждом городе мира ищут выход: как сделать так, чтобы проезд был оплачен, а посадка пассажиров особо не задерживалась, – говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. – Идеального варианта нет. В нынешней ситуации штрафы будет крайне трудно администрировать (то есть взыскать деньги с человека). Мы можем назначить в виде штрафа любую сумму, но от этого мало что изменится».

А пока для решения проблемы создаётся очередная контролирующая структура – государственное учреждение «Организатор перевозок». В её состав войдёт подразделение контролёров-ревизоров, которые будут осуществлять свои функции вместо сотрудников Мосгортранса.

К слову, в европейских городах вопросы посадки-высадки пассажиров, а также поимки «зайцев» решают по-разному. «В некоторых странах посадку и высадку осуществляют за считаные секунды, – рассказывает Вячеслав Лысаков. – Для этого делают очень широкие двери, а выход из наземного транспорта располагают практически на одном уровне с посадочной площадкой.

Пассажиры с лёгкостью проходят в салон, это особенно важно для пожилых людей и детей».

Что касается контроля безбилетников, то в Берлине, например, умышленная неуплата проезда причисляется к уголовным преступлениям. В Таллине к «зайцам» власти более лояльны: нарушители могут исправить ситуацию – на глазах контролёра купить билет у водителя или с помощью мобильного телефона. Смогут ли в нашем городе решить проблему по сути старыми, но слегка доработанными методами, покажет время.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram