Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 33(274) от 25.08.2011

Москвы боятся

Садоводы на присоединяемой территории – в панике

, 18:00 , Обозреватель отдела Общество

В связи с расширением столицы мэрия рассматривает возможность моратория на продажу земли. Утверждается, что такая мера избавит «новую Москву» от хаотической застройки и позволит вести стратегическое планирование. Дачники восприняли эту новость с ужасом. Оно и понятно: запрет на продажу собственности выглядит прямым нарушением конституционных прав граждан. В границах «новой Москвы» расположено около 1100 садоводческих объединений (в каждом – по 200–300 участков). Под ударом – сотни тысяч семей. Садоводы уверены: судя по такому отношению московских властей, не миновать выселений в духе Южного Бутова и «Речника».

Грабь бедных!

Первоначально звучали заявления, что массовые переселения не потребуются. «Москва потому и выбрала юго-западное направление, что оно почти не освоено, – сказал «АН» депутат Мосгордумы Антон Палеев. – На присоединяемой территории хватает свободной земли. Беспокоить дачников придется в единичных случаях – для строительства развязок».

Действительно, дачи занимают очень маленькую часть территории – около 5%. Но являются ли остальные земли бесхозными? Оказывается, нет. В ближнем Подмосковье количество зарегистрированной земли даже превышает количество земли вообще (границы участков наползают друг на друга, так как для регистрации не требуется межевание). Поля, красующиеся вдоль Калужского шоссе, лишь кажутся ничейными. Все они принадлежат крупным компаниям – банкам и корпорациям, выполняют функцию долговременного актива. За 12 лет стоимость земли в Подмосковье выросла с 40 долларов за сотку до 5 тыс. долларов. Прибыль – гигантская, как от наркоторговли.

Земли сельхозназначения, которые не используются в сельском хозяйстве на протяжении трех лет, должны изыматься. Но этот закон не исполняется, поскольку критерии оценки и механизм изъятия в нем не прописаны. Как результат – заброшенные просторы. «Поля напрочь поросли лебедой и борщевиком, но, если вы придете туда и попробуете что-нибудь посадить, сразу же появятся грозные ребята на джипах, – отмечает председатель Московского союза садоводов Андрей Туманов. – Мэрия не горит желанием взаимодействовать с этими крупными землевладельцами, так что в первую очередь будет изымать землю у садоводов. Проще грабить бедных, чем богатых».

В долгу у дачников

«Мораторий на продажу земли могут ввести именно для того, чтобы изъять ее у дачников, – уверен Валерий Дюмин, представитель Союза садоводов России, глава рабочей группы Госдумы по законопроекту о садоводствах. – Согласно законодательству, государство должно заплатить собственнику за имущество по рыночной цене. Но если продавать имущество запрещено, то у него попросту нет рыночной стоимости! Значит, цену будет определять не рынок, а чиновник, и потому цена может оказаться даже ниже кадастровой. В итоге мы получим искалеченные судьбы. Люди не смогут приобрести за эти копейки аналогичные участки и дома. А ведь многие из них буквально кормятся своим дачным хозяйством и, кстати, поставляют продукты в Москву. Земли дачникам выделялись по остаточному принципу – плохие, неухоженные. Люди своим трудом, за собственные средства, без какой-либо помощи государства, на протяжении многих лет облагораживали участки. И теперь у них все отнимут?»

Как считают в Союзе садоводов России, Москва должна не только гарантировать дачникам стабильность и безопасность, но и вложить в садоводства деньги. Речь идет о том, чтобы привести дачи в соответствие с требованиями городской застройки. Внешний вид домов должен отвечать эстетическим нормам, а улицы – пожарным. Кроме того, не обойтись без достаточного уличного освещения. Аналогичный процесс сейчас происходит в Ульяновске: город расширил свои границы и включил в них дачи. На благоустройство садоводческих территорий Ульяновск выделил 25 млн. рублей. Однако за год удалось потратить только 5 млн. – задача оказалась сложнее, чем кажется на первый взгляд. Инфраструктура в садоводствах развита слабо, ее надо во многом создавать с нуля. Москва должна иметь это в виду, если все-таки выберет цивилизованный путь и использует опыт Ульяновска. Кстати, его также можно назвать опытом Лондона: недалеко от Гайд-парка, почти в центре, расположены сады. На тех участках, которые принадлежат ирландцам, растет картошка – такова ирландская национальная традиция. Над ними посмеиваются, но никому не приходит в голову прогонять их за город.

Рискуют все

«Нарушение прав садоводов при расширении Москвы не просто возможно. Оно неизбежно, – комментирует депутат Госдумы Антон Беляков. – При С. Собянине политика мэрии в отношении дачников не изменилась: на территории столицы земля в собственность оформляется все так же неохотно. Ни одному садоводческому объединению в Москве не удалось пройти эту процедуру. Известны успехи лишь отдельных дачников, число которых крайне мало: десятки человек. Было бы наивным надеяться, что мэрия справедливо компенсирует имущество дачникам на присоединяемой территории. Мы хорошо знаем, как компенсируются квартиры, – жителей из центра переселяют в спальные районы».

В настоящий момент дачники уже пострадали, хотя никаких процедур по присоединению пока не было. Дело в том, что эти участки стали дешеветь. Потенциальные покупатели боятся Москвы – она либо отберет землю, либо построит рядом небоскребы.

«Случаи в «Речнике» и Южном Бутове нельзя считать единичными. Таких примеров – сотни», – подчеркивает В. Дюмин. Наиболее интересный пример – товарищество «Огородник» рядом с «Речником». Его порушили так же капитально, но об этом мало кто слышал. Жители «Речника», будучи состоятельными людьми, сумели привлечь к себе внимание СМИ и общественности, а «Огородник» – ограничился письмами президенту и премьеру. В результате «Речник» добился куда большего успеха. Таков урок для всех дачников: свою землю отстоит тот, кто хочет и может бороться.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram