Плавучие гостиницы возвратятся в Москву, причем целой флотилией. Пять десятков дебаркадеров планируется разместить вдоль столичных набережных. Так власти надеются справиться с острым дефицитом отелей эконом-класса. Все плавучие гостиницы Москвы на карте.
Дебаркадером по дефициту
Представьте: с одной стороны, есть старые баржи и теплоходы, которые ходить по рекам уже не могут, но на плаву еще держатся. С другой – в городе остро не хватает мест в гостиницах среднего уровня. И решение напрашивается само собой. Вот так власти решили расставить вдоль столичных набережных до полусотни плавучих гостиниц. Свободного места на реке гораздо больше, чем на земле. Подключить объекты к коммуникациям несложно, к тому же владельцам не придется сталкиваться с проблемами оформления земли.
Предполагается, что в 50 таких гостиницах будет по 100 номеров. Всего, как несложно посчитать, их получится 5 тысяч. Эта цифра очень облегчит жизнь небогатым гостям столицы. Последние не могут себе позволить номер за 500 долларов в сутки. Но и жить в страшных «клоповниках» на окраинах тоже не хотят.
Либо плохо, либо дорого – главная проблема московского гостиничного хозяйства. Существующие отели заполнены всего на 60–70%, при этом дефицит в сегменте эконом-класса оценивается в 300 тыс. мест. Отели-дебаркадеры по уровню как раз и будут трехзвездочными. Пять тысяч таких номеров проблему полностью не решат, но это лучше, чем ничего.
Бизнес, со своей стороны, идею поддерживает. «Сегодня найти хорошее место, красивый надежный дом и переделать его под отель стоит очень-очень дорого, – говорит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров. –Так что плавучие рестораны и гостиницы – это большое подспорье для Москвы, тем более места на реке есть. Город, скорее всего, будет выделять их по результатам аукционов. Если говорить о безопасности, то любой нормальный хозяин так все устроит, что никто не будет падать за борт и дебоширить. Это не в интересах дела. Бизнесмены будут стараться, чтобы к ним приходили нормальные люди».
Сторонники плавучих гостиниц ссылаются на мировую практику. Суда-гостиницы, суда-рестораны, частные плавучие дома украшают реки многих европейских городов. В Амстердаме на воде постоянно живут две с половиной тысячи семей. В Швеции у причалов стоят целые многоквартирные трехэтажные дома. Сену и Темзу «бороздят» баржи, переделанные под гостиницы и рестораны. Скептики напоминают, что из-за климата у нас на реке будет комфортно только в теплое время года. Так, рассчитанные на туристов гостиницы-дебаркадеры окажутся заполненными только летом. Или в период чемпионата мира по футболу.
Для бизнесменов же плавучие отели вряд ли смогут предоставить привычные удобства – например, конференц-залы, широкополосный Интернет. Поэтому многие будут искать себе пристанище все же на суше...
Экотеррористы
Есть и другие сомнения. Не загрязнят ли речные гостиницы реку? Подключившись к электричеству и водоснабжению, не забудут ли хозяева и про канализацию? Москва-река рядом, и она все стерпит? Так рассуждали прежние московские власти. Юрий Лужков называл владельцев дебаркадеров экологическими террористами.Поэтому требовал убрать эти объекты за черту города, поскольку они загрязняют реку отходами и незаконно подключаются к городским коммуникациям.
Тогда от коммуникаций их отключили, забрали лицензии. Словом, вынуждали покинуть Москву. Но дебаркадеры не сдавались. Их владельцы обращались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), а та – в суд. Все суды московское правительство последовательно проиграло. Но развиваться в условиях «вооруженного перемирия» этот вид бизнеса не мог. Теперь, когда ему дан зеленый свет, станет ясно, насколько ответственно относится он к экологии города.
«Да, есть проблемы инженерного обеспечения сооружений на воде, – подтверждает Алексей Клеменко, член президиума Консультационного совета при главном архитекторе г. Москвы. – Поэтому и не разрешают строить дачи в непосредственной близости от воды. Чтобы все было чисто, надо делать отвод нечистот в городские системы. За это город должен брать большие деньги с хозяев будущих дебаркадеров. Ничего страшного – новые гостиницы на воде станут пользоваться огромным спросом.К тому же насыщение нашей водной артерии цивилизованной формой жизни добавит столице живых красок. Жаль, что Собянин заодно не одобрил идею Полунина – сделать из прогулочного корабля некий «шутовской фрегат» для клоунов».
Проблемы экологии волнуют и владельцев дебаркадеров. Но по-своему. Москва-река загрязнена так, что гостиницу поставить можно далеко не везде. Так, под Автозаводским мостом скопились тонны небезвредных донных отложений. Расположенные поблизости заводы десятилетиями сливали в воду отходы. Нагатинская набережная вообще сделана на месте гигантской свалки, в том числе и радиоактивных отходов, а шлюз мешает воде уносить все эти накопления.
Под мостами и ментами
В свое время экс-мэр был недоволен также «приблатненностью» дебаркадеров. Ходили упорные слухи, что эти места «крышуют менты», действующие и бывшие. Другие говорили – данный бизнес чисто бандитский. При ближайшем рассмотрении версии не так уж противоречили одна другой. Говорили, Юрий Михайлович невзлюбил дебаркадеры не за экологический вред, а за то, что с ним не делились... Неизвестно, как решит проблему криминализации этого бизнеса нынешнее московское правительство.
«Договорятся как-нибудь. Может, несколько гостиниц сделают как надо, со всеми разрешениями, с подключением к канализации. Но большинство бизнесменов не будут тратиться и на взятки, и на коммуникации. Ограничатся первым пунктом, – уверен Михаил Пашкин, глава координационного совета профсоюза сотрудников полиции Москвы и Московской области. –К сожалению, власти сильно сократили транспортную полицию. Оставшимся подразделениям еле-еле удается охранять вокзалы. Обычные территориальные органы правопорядка скажут: плавучие гостиницы – не наша печаль. Нам бы с тем, что на земле, разобраться. Однако на воде эта служба при таких планах развития речной инфраструктуры очень бы пригодилась. Число притонов в Москве растет и уже подбирается к тысяче. Закрыть хотя бы часть из них нетрудно, но эти точки приносят очень хорошую прибыль их владельцам и тем, кто надзирает за порядком в городе в таких укромных местах».
Репутация у плавучих ресторанов и гостиниц сложилась, конечно, не самая хорошая. «Я как не ходил в былые годы на эти бандитские дебаркадеры, так и завтра не пойду, – заявляет Александр Закандырин, председатель региональной общественной организации «Наша столица». – Сейчас у всех со старыми теплоходами и баржами только негативные ассоциации – бордели это!Когда их ликвидировали, было ясно, что идет обычный передел влияний, но для моральных устоев это оказалось полезно. Да, недорогих и приличных гостиниц для туристов в нашем городе почти нет. Но почему проблему надо решать на старых баржах и теплоходах? Кому все это хозяйство будет принадлежать? Кто станет его финансировать – надеюсь, не город? А кто будет контролировать? Надзор здесь нужен жесткий. Роспотребнадзор пусть проверяет качество предоставляемых услуг, а Ростехнадзор – техническое состояние судов».
В тихой заводи
Подогнать к берегу дебаркадер – это еще даже не полдела. «Отель на воде – хорошо! Но рядом ему необходим просторный причал, – предупреждает Андрей Печенин, заместитель начальника отдела ГИМС. –Чтобы все, у кого есть яхта или любое маломерное судно, могли подойти к гостиничному комплексу, пришвартоваться, высадить пассажиров, при необходимости получить техпомощь и заправиться топливом. Затем повидаться с друзьями, перекусить и следовать дальше».
Будут ли это места в центре Москвы, коммерчески самые выгодные, – большой вопрос. С точки зрения безопасности будущие плавучие гостиницы следовало бы разместить там, где нет сложных условий для движения судов, сужений, мостов. Поэтому, скорее всего, город предложит коммерсантам места на Химкинском водохранилище, в Строгине, Кожухове, Нагатине, Братееве...
В любом случае гостиницы у набережных окажутся далеко от метро. Им понадобится система скоростного обслуживания такси – чтобы оно имело возможность быстро подъехать или подплыть к такому отелю. Это, а также вся инфраструктура вокруг гостиниц-дебаркадеров могли бы приносить в бюджет города хорошие деньги.