Аргументы Недели → Город М № 30(271) от 04.08.2011

Здесь будет город-сад?

Новых москвичей будут расселять в 70 километрах от столицы

, 16:25

Свершилось. Москва теперь не только столица государства российского, но и восьмой федеральный округ. Одной национальной идеей в стране стало больше. Правда, о реализации прежних национальных проектов теперь как-то не принято вспоминать. Зато новая затея с мега-проектом расширения Москвы должна сделать столицу удобной и комфортной для проживания. Все «за». Всем надоело часами торчать в пробках. Предложенный властями план укрупнения мегаполиса не может не радовать москвичей и счастливых жителей южного Подмосковья. Одни получат свободу перемещения, другие – статус и льготы столичных жителей.

На самом деле грандиозный проект, рассчитанный, судя по оценкам, на десятилетия, был задуман давно. Еще прежний мэр Юрий Лужков с переменным успехом бился насмерть за южные земли с подмосковным губернатором Борисом Громовым, неожиданно ставшим таким покладистым и сговорчивым.

Впрочем, главный плюс проекта сомнению никем особенно не подвергается. Москва давно и остро нуждается в расширении. Другое дело, как теперь обустроить новые московские земли экономно, грамотно и по уму. С последним, как известно, у нас в стране как-то не очень. Наивно думать, что дело давно невиданного для нас масштаба решалось спонтанно в течение месяца с момента объявления президентом России на Петербургском экономфоруме задачи строить «новую» столицу. Только точного плана и необходимых экономических расчетов проекта нет до сих пор. Кто-то из экспертов считает, что затея с освоением части Подмосковья обойдется казне в 10 трлн. руб., кто-то заявляет о тратах в два-три раза более крупных. Но это все так, на пальцах просчитано. Нет и точных сроков реализации мега-проекта. Налицо лишь политическая воля властей. То есть точка отсчета, с которой начнется великое московское переселение.

При внимательном рассмотрении проблем, которые непременно возникнут при освоении южного треугольника в границах между Варшавским, Киевским шоссе и Большим кольцом МЖД, становится очевидным, что пострадают интересы 250-тысячного пока областного населения. Ведь теперь земли сельскохозяйственного назначения станут городскими. А значит, вырастут кадастровая стоимость и налоги на землю. К тому же объявлено, что вводится мораторий на продажу земельных участков, в том числе дачных. На данной территории основным контингентом жителей как раз являются дачники. Теперь сиди и не рыпайся со своими планами, особенно в период, когда рядом строительные магнаты понастроят любимые 16-этажные башни – самый прибыльный и ходовой товар на рынке недвижимости.

Зато на сельхозпроизводстве новых территорий можно поставить жирный крест. Налогами так задавят, что любой вид сельхозпроизводства сразу станет убыточным. Не зря ведь в Москве практически не осталось никакой серьезной промышленности. А все потому, что в любом случае, если это, конечно, не производство слитков золота, выгоднее сдать территорию под аренду офисов. Селяне с московской пропиской поймут это с началом изъятия земель под массовую застройку.

Можно не сомневаться, что проехать с ветерком по Киевской трассе – единственной не сильно загруженной подмосковной трассе – скоро уже не получится. О Калужском шоссе говорить вообще не приходится. По проекту, дороги в «новой» Москве должны быть построены с учетом новых условий. Когда это должно случиться, никто не знает.

Может так выйти, что президент персонально займется инспекцией важных дорожных объектов, но это вряд ли с учетом долгосрочности заявленных к реализации планов. И все-таки главным вопросом остается финансирование проекта. Бюджет на 2012 г. практически сверстан, так откуда брать огромные деньги хотя бы на прокладку инженерной инфраструктуры будущего города-сада? Ведь, как известно, новые московские земли не подготовлены к массовой застройке. Кстати, премьер Путин недавно озвучил стоимость у нас технического подключения жилья – в 40 раз дороже, чем в развитых странах мира. Если такая ситуация сохранится, то желающих и способных переселиться в ближнее Подмосковье окажется не так и много.

В свою очередь, бизнес-сообщество начинает обоснованно беспокоиться по поводу участившихся намеков Минфина о возможном повышении налогов. Глава РСПП Александр Шохин считает, что в новых условиях уровень госрасходов снижаться не будет, а вся бюджетная нагрузка будет переложена на бизнес. Но даже в этом случае вряд ли приходится рассчитывать на преодоление существующего бюджетного дефицита – как федерального, так и московского. Ведь в последнем случае столичной казне придется принять на себя дополнительную нагрузку в виде социальных выплат и строительства соцобъектов на «новых» московских землях.

Кроме того, совсем не очевидно, что план расширения Москвы с выносом административного аппарата на юго-запад области гарантирует москвичам отсутствие в городе дорожных пробок. Освобожденная чиновниками дорогая недвижимость в центре города будет занята в основном бизнес-структурами. В просторных кабинетах чиновников разместятся клерки, которых по сложившейся традиции уплотнят так, что центру столицы мало не покажется. Стоит заметить, что все они в отличие от осторожных чиновников будут приезжать в центр мегаполиса исключительно на личном автомобиле. Так сказать, статус обязывает. То-то еще будет с парковкой! По этой проблеме недавно высказался олигарх и лидер правой партии Михаил Прохоров, который заявил, что таким образом транспортную проблему не решить и вместо затратного переселения лучше было бы строить в Москве хордовые магистрали и эстакады. Как во всех густонаселенных столицах мира.

Впрочем, в России уже не раз случалось, что планов громадье так и оставалось благим намерением. Сроки реализации проекта таковы, что через 5–10 лет никто и ничего не сможет спросить с нынешней команды. А случись, не дай бог, очередной финансовый кризис, о грандиозном проекте забудут без всяких сожалений. Только вот деньги к тому времени будут потрачены колоссальные.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram