Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 28(269) от 21.07.2011

Болезни роста

Кому расширение Москвы аукнется сердечным приступом?

, 17:37

Решение о беспрецедентном расширении территории Москвы на юго-запад, одобренное Президентом РФ Дм. Медведевым, стало самой обсуждаемой новостью последних дней. Аналогов таким проектам в новейшей российской истории еще не было. Сейчас архитекторы и политики наперебой упражняются в красноречии, описывая блестящее будущее «новой Москвы». «АН» решили подойти к идее с другой стороны и взглянуть на грандиозные планы глазами тех, кто уже сейчас живет на юго-западе области и по воле чиновников должен обрести московскую прописку.

Метро до Сколкова

Намерение расширять территорию столицы именно в юго-западном направлении эксперты считают закономерным. По словам руководителя Российской академии архитектуры и строительных наук Александра Кудрявцева, этот участок Подмосковья обладает целым букетом преимуществ: здесь самая благоприятная в области экологическая обстановка (чистый воздух и пока не вырубленные сосновые леса), рядом проходят сразу три современных транспортных магистрали, неподалеку аэропорт «Внуково». Кроме того, власти апеллируют к достаточно низкой плотности многоэтажной застройки. Это позволяет чиновникам заявлять, что юго-запад области «слабо освоен и не является густонаселенным» и поэтому вполне подходит на роль новой части столицы.

Как сообщил корреспонденту «АН» известный архитектор, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев, о конкретных планах освоения территории говорить пока рано. Их детальная разработка, а уж тем более воплощение – дело не одного года. Пока чиновники озвучили лишь самые общие положения. Предполагается, что площадь столицы вырастет в 2,5 раза (на 144 тыс. га) за счет земель, расположенных между Варшавским и Киевским шоссе. Границей города на юго-западе станет Окружная железная дорога. В состав Москвы вольется значительная часть Ленинского и Подольского районов Московской области. Нынешние райцентры (Подольск, Видное, а также г. Апрелевка), скорее всего, останутся за пределами «зоны поглощения». Пока непонятна судьба Троицка, который оказывается в самом центре присоединяемой территории. Всего, по известным на сегодняшний день данным, проект касается в общей сложности 250 тыс. человек.

Идеи по «наполнению» новых столичных земель пока столь же абстрактны. Мэр Москвы С. Собянин заявил о желании возводить там жилые микрорайоны, строить дороги, а также создавать специальные «резервации» для размещения органов федеральной и столичной власти, которые должны выехать из перегруженного исторического центра Москвы. Кроме того, под боком у новой столицы окажутся инноград «Сколково», от которого планируется протянуть к новым районам ветку метрополитена, и Международный финансовый центр (его строительство запланировано чуть западнее, у Николо-Архангельского шоссе).

«Я бы называл грядущие перемены не расширением территории столицы, а распространением юрисдикции Москвы на новые площади. И процесс этот исключительно благоприятный и нужный, – рассуждает Вячеслав Глазычев. – Порядок с использованием земли там пора навести уже давным-давно. При этом ни о каком выселении людей речи не идет – по крайней мере на данном этапе. Пока архитекторы настроены на то, чтобы максимально сохранить уже сложившуюся среду и гармонично вписывать в нее новые элементы».

Заметки на полях

Любопытное дополнение: практически одновременно с информацией о расширении Москвы появилась новость о том, что собственностью столицы стали знаменитые Люберецкие поля аэрации. На них вовсю идет строительство социального жилья. Уж не там ли, на границе с Капотней, чиновники приготовили квартиры тем, кого выгонят с престижного юго-запада?

Европейская ответственность

В стремление «сохранять и вписывать» верится с трудом. Необходимо отметить, что утверждение о неосвоенности территорий – более чем спорное. Действительно, высотки «а-ля спальный район» здесь увидишь разве что в уже практически столичной Щербинке, в городке с символичным названием Московский (он расположен почти вплотную к МКАД неподалеку от метро «Юго-Западная») да в ряде поселков городского типа. Однако плотность малоэтажной застройки в этом сегменте Подмосковья высока как нигде. В последние 10 лет здесь активно возводились коттеджные поселки и таунхаусы, рассчитанные на постоянное проживание. Но освоенной эта территория стала не только за счет богатых покупателей коттеджей. Куда более существенную лепту внесли хозяева расположенных здесь дачных участков.

На подпадающих «под Москву» территориях располагается около сотни садовых товариществ. Классических участков с «сарайчиком для лопат» здесь практически не осталось. Почти все собственники возвели на своих шести сотках добротные дома. При этом многие начали переезжать туда на постоянное место жительства – благо уже упомянутая близость автодорог давала возможность быстро добираться до столицы. Таким образом на землях многих садовых товариществ появились благоустроенные поселки, где жители за свой счет проводили коммуникации и ремонтировали дороги, вкладываясь в развитие территорий гораздо активнее, чем местные чиновники (особенно если сравнить «дачные» поселения с расположенными по соседству вымирающими деревнями).

«К юго-западу от столицы сейчас начал формироваться классический пригород европейского типа, где собственники домов готовы нести ответственность за место своего проживания и вкладываться в его развитие», – комментирует ситуацию лидер движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев

Неужели чиновники, стремящиеся сделать Москву «европейской столицей», решат пустить этот пригород под экскаваторы?

Дом вне закона

В поселках, расположенных на землях сельхозназначения, которые предназначались для садоводства, не только реализовалась концепция европейского пригорода. Там родился оригинальный и разумный способ решения жилищной проблемы для тех, кто хочет купить жилье, но не имеет средств на московскую квартиру. Возведенные на шести сотках дома (кстати, уступающие по габаритам многим «новорусским» усадьбам) распродавались по долям, и каждая доля впоследствии оформлялась собственниками как отдельная квартира. Разница в цене получалась существенной: 80 кв. м в таком доме стоили столько же, сколько малогабаритная «однушка» в Люберцах. Все необходимые документы, закрепляющие право собственности на жилье, Регистрационная палата оформляла без претензий. На территориях, которые сейчас «приговорены» к превращению в столицу, таких домов – сотни. Широкое распространение подобная практика получила в Ленинском, Одинцовском и Подольском районах Подмосковья.

К сожалению, пользоваться удачной идеей застройщикам и собственникам пришлось недолго. Сейчас против жителей малоквартирных домов начата настоящая война. Развязала ее местная администрация с подачи губернатора Подмосковья Б. Громова. Главе региона попалось на глаза несколько случаев в разных районах области, когда на шести сотках возводились стандартные пятиэтажки, что противоречит всем мыслимым нормам. Последовала команда «прекратить».

Исполнители взялись за дело с небывалой прытью – и стали нападать на все дома, оформленные на несколько собственников, независимо от того, нарушают они градостроительные нормы или нет. В итоге под удар попали не застройщики, возводившие пятиэтажные дома, а те самые владельцы «выделенных» квартир.

«Наш 178-й дом в садовом товариществе «Круиз» возведен более пяти лет назад, – рассказывает Олег Леушин, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского театра на Юго-Западе. – Его оформили в собственность нескольких человек по дачной амнистии, потом мы с женой купили в нем квартиру. Наш трехэтажный дом занимает 26% площади участка (точно по СНиПам!), к нему подключены все коммуникации. Вокруг строения разбит газон, растут деревья и цветы. Все шесть собственников дома – члены садового товарищества. Мы исправно платим членские и другие взносы, участвуем своими средствами в строительстве дорог и коммуникаций. И вдруг администрация подает иск о сносе дома. Это какой-то абсурд! Зачем Регпалата признавала наше право собственности, если его как бы не существует? Зачем суд закреплял это право, когда делил дом между жителями? Почему мы, добросовестные приобретатели, должны нести ответственность за ошибки властей? Как можно снести наш прекрасный, крепкий дом в стране, где так остро стоит жилищный вопрос?»

«Администрация Ленинского района в своем иске упирает на то, что на землях сельхозназначения, выделенных для садоводства, не могут находиться многоквартирные дома, – комментирует председатель правления общественной организации «Справедливость» Андрей Столбунов. – Хотя законодательством это прямо не запрещается. А в статье 35 Конституции сказано, что граждане вправе владеть и пользоваться собственностью как единолично, так и совместно с другими лицами. Если следовать логике администрации, придется снести все садовые дома, в которых проживают, к примеру, два брата, поделившие на двоих отцовский дом. Кроме того, нужно понимать, что снос – это всегда крайняя мера. Администрация развела кампанейщину и действует, не задумываясь о социальных последствиях».

Сейчас жители домов, имеющих признаки многоквартирности, надеются исключительно на благоразумие властей. Поскольку юго-запад области уже наверняка станет частью столицы (то есть территория получит статус земель поселений), юридический спор жителей и администрации потеряет всякий смысл. Может быть, в процесс вмешаются Б. Громов, заметивший излишнее усердие исполнителей, или С. Собянин, под чью юрисдикцию вскоре попадет юго-запад... В любом случае хочется думать, что очередные Южное Бутово и «Речник» в одном флаконе никому не нужны.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram