Контрольно-счетная палата (КРС) г. Москвы проверила, насколько эффективно используются принадлежащие городу нежилые помещения. Выяснилось, что за последние годы сдача столичной недвижимости в аренду из доходной статьи бюджета превратилась в расходную.
Поддержка не по адресу
Самые серьезные нарушения аудиторы КРС обнаружили в схемах предоставления льгот по аренде.Они были установлены правительством Москвы в конце 2008 г., в разгар финансового кризиса. Малому и среднему бизнесу дали возможность снимать у города помещения по ценам в 3–4 раза ниже рыночных. Однако в реальности эти преференции выпали вовсе не тем, кому предназначались. Индивидуальным предпринимателям и хозяевам небольших фирм доступ к льготным «метрам» доставался с огромным трудом («АН» подробно писали об этом в материале «Москва ест чужой хлеб» в №22 за 2010 год). Зато, как выяснила проверка Контрольно-счетной палаты, городскую недвижимость за копейки арендовали организации, которым нельзя пользоваться сниженными ставками по Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». К ним относятся: многочисленные банки, инвестиционные фонды, ломбарды и лотерейные клубы. Некоторым арендаторам льгота давалась сразу на несколько объектов, что тоже запрещено на федеральном уровне.
Доброта чиновников неоправданно дорого обошлась столичному бюджету. По подсчетам проверяющих, из-за незаконно предоставленных льгот столичный бюджет в 2010 г. потерял в 1,7 раза больше денег, чем поступило в казну по доходной статье «сдача недвижимости в аренду», ведь цены на аренду офиса в центре Москвы не дешевое удовольствие, к примеру в ММДЦ "Москва-Сити Северная Башня". Однако очевидно, что такая ситуация не просуществовала и дня, если бы не содержала в себе никакой выгоды. Эту выгоду прежнее столичное правительство нашло в создании небольшой привилегированной прослойки «съемщиков», которые неизменно выигрывали арендные аукционы и получали льготные ставки. Как отмечено в отчете КРС, многие из них сохраняли за собой право аренды, даже после того как истекал срок договора и «метры» должны были снова выставляться на торги. При этом подавляющее большинство в этой прослойке составляли не непосредственные арендаторы, а субподрядчики, которые потом заново пересдавали помещения, но уже по завышенным ценам.
«В основном субподрядчики устанавливали свои финансовые порядки таким образом, чтобы и самим внакладе не остаться, и с «нужными людьми» поделиться, – комментирует Владимир Назаров, эксперт Института экономики переходного периода им. Гайдара. – Так что система работала без сбоев».
Зарубежный аргумент
В мире сложилось несколько видов взаимоотношений между власть имущими и пользователями нежилых помещений. В США, Канаде, Великобритании недвижимость не рассматривается как источник дохода. Почти все пригодные для предпринимательства площади находятся в частной собственности. Власти следят лишь за тем, чтобы хозяева вовремя платили налоги. Страны бывшего СССР демонстрируют противоположный подход: большинство зданий находятся в городской собственности, а желающие их занять становятся арендаторами. Есть и третий вариант – приватизация с обременением. Он практикуется в Германии. Чиновники передают предпринимателю право собственности на объект, но при этом прописывают в специальном договоре особые условия: например, обязанность открыть в помещении именно продуктовый магазин или провести капитальный ремонт всего здания перед получением свидетельства о регистрации прав.
Время перемен
После назначения С. Собянина мэром города ситуация стала меняться. Департамент имущества начал масштабные проверки по выявлению незаконных льготников. К проведению торгов, на которых распределяются арендные площади, впервые стали привлекать общественников – в частности, Московское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» (первые такие торги состоялись 12 июля). Наконец, в Мосгордуме зреют идеи по поводу того, как скорректировать механизм поддержки предпринимателей, не имеющих возможности платить за аренду по рыночным ценам.
Как рассказал «АН» член комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Кирилл Щитов,сегодня существует проект по замене льготных арендных ставок адресными субсидиями конкретным предпринимателям. По мнению депутата, это позволит столичному правительству ослабить позиции субподрядчиков и помогать именно тем, кто в этом нуждается. Решение об оказании поддержки будет принято уже после проведения аукциона, на котором площади будут выставляться по рыночной цене.
«Эти меры позволят поддерживать именно тех предпринимателей, чья работа на данный момент наиболее важна для города, – рассуждает Щитов. – Например, сейчас крайне важно поддержать тех, кто открывает частные детские сады, в каком-то районе целесообразно выдать субсидию владельцу социального магазина… На мой взгляд, такой подход полностью себя оправдает».
«Спрос на помещения будет в любом случае, а городская казна наконец-то начнет получать подобающие доходы, – подводит итог Евгений Федоров,депутат Государственной думы РФ, глава комитета по экономике и предпринимательству. – После того как столичные власти навели порядок в сфере размещения наружной рекламы, поступления в бюджет по этой статье выросли в 10 раз. Уверен, что аренда недвижимости не станет исключением».