До конца года все городские поликлиники планируется оснастить терминалами для самозаписи на прием к врачам. Сейчас такая система действует в 18% поликлиник. Как утверждают в Департаменте здравоохранения Москвы, это способствует полному исчезновению очередей на запись. Также планируется внедрить в 2012 г. электронные больничные карты. Они будут храниться не только в информационной базе поликлиники, но и в едином Центре обработки данных московского здравоохранения.
Удобно всем
Запись через терминал осуществляется посредством пластиковых карточек-полисов либо социальных карт москвича (если же у пациента бумажный полис и нет социальной карты, новая возможность для него пока недоступна). В дальнейшем записаться на прием можно будет с помощью универсальной электронной карты (УЭК). По отзывам пациентов и персонала, время записи значительно сократилось даже по сравнению с самозаписью в журнале (не надо писать Ф.И.О., адрес и т.д.). В отличие от журнала, терминал исключает возможность двойной-тройной записи одного и того же человека к одному врачу на одно и то же время.
Не менее важное преимущество терминала – системный сбор информации. Он упрощает планирование для поликлиники. Допустим, к хирургу записываются втрое чаще, чем к неврологу. Значит, в кабинетах неврологов можно временно размещать хирургов и тем самым оптимизировать работу медучреждения.
Разумеется, терминалы не вытеснят «живых» работников регистратуры. Полностью заменить человека не может никакая информационная система (особенно если учесть, что некоторые пациенты неспособны воспользоваться терминалами из-за возраста или отклонений в здоровье). В каком-то смысле информатизация даже улучшит положение работников медучреждений. Дело в том, что места в регистратуре не являются престижными – существует проблема с их заполнением. Информатизация же требует повышения квалификации персонала – соответственно, работники регистратуры приобретают более высокий профессиональный статус, а их места – больший престиж. В то же время благодаря компьютеризации они могут выполнять весь объем работ меньшими силами. Департамент гарантирует: высвободившихся сотрудников регистратуры при необходимости трудоустроят.
«Конечно, информационная система и технические средства обходятся дороже, чем бумажная технология. Но цель оправдывает средства, – комментирует Владимир Вороченко, гендиректор Информационно-аналитического центра Департамента здравоохранения. – Во-первых, обеспечивается равномерная и полная загрузка мощностей поликлиник. Во-вторых, снижаются затраты времени пациентов. При средней зарплате в Москве в 43 тыс. рублей (данные на 2011 год) экономия получаса времени каждым пациентом дает экономический эффект более 120 рублей. Кроме того, по опыту медицинских учреждений, использующих автоматизированные системы управления записью, пропускная способность возрастает до 15%. Наконец, нельзя не учесть и значительный социальный эффект от устранения очередей в регистратуру».
Общий банк болезней
Электронные больничные карты применяются в мире уже второй десяток лет (примечательно, что во французских поликлиниках большой популярностью пользуется медицинская операционная система российского производителя, тогда как отечественные поликлиники только-только приступают к освоению этой технологии). В Департаменте утверждают, что для полного изучения системы врачу достаточно двух-трех месяцев. Однако Комитет по медицине Московской ассоциации предпринимателей располагает другими сведениями о взаимоотношениях врачей с компьютерами.
«Я внедрял информатизацию в двух клиниках, – рассказывает председатель комитета Андрей Лобанов. – Первая клиника создавалась с нуля, и там все шло как по маслу. А вторая имела 50-летнюю историю, и коллектив оказал информатизации гигантское сопротивление. Внедрение электронных больничных карт протекало с трудом и заняло полтора года. Но игра стоила свеч: пропускная способность клиники выросла на треть. Эффективность электронных карт очевидна. То, что написано ручкой в бумажной истории болезни, никто не читает. Почерк врачей из-за обилия писанины – это даже не анекдот, а хуже. В электронной же карте все ясно, она дает больше диагностического материала для медпомощи. Качество лечения от этого сильно выигрывает».
Все электронные больничные карты Москвы будут содержаться в единой базе – Центре обработки данных (ЦОД). Таким образом, история болезни пациента будет доступна не только тому медучреждению, к которому он приписан. Любая другая клиника сможет скачать ее из ЦОД – пациент лишь должен дать согласие и предоставить свои персональные данные. Помимо этого удобства, ЦОД привнесет в московское здравоохранение еще более важное ноу-хау. Благодаря единой базе данных можно будет точнее рассчитать необходимое городу количество врачей, коек, машин скорой помощи. Такая возможность улучшит здравоохранение целиком – и государственное, и коммерческое.
«ЦОД – гениальная идея, но при недобросовестном подходе клиник она может нанести московскому здравоохранению ущерб, – отмечает А. Лобанов. – Если медучреждения будут предоставлять в ЦОД сведения «от балды», возникнет путаница. Информатизация всегда внедряется сверху и не всегда приветствуется снизу. Придется сильно постучать по голове исполнителям на местах, чтобы они отнеслись к делу серьезно».
Дополнительный аргумент
«Информацию на бумажных носителях защитить от случайных повреждений и утери сложнее, чем информацию в электронном виде. Все данные в медицинских информационных системах многократно дублируются, риски частичной или полной утери минимальны, – говорит гендиректор Информационно-аналитического центра Департамента здравоохранения В. Вороченко. – Что касается злоумышленников, то информация уязвима для них не только в электронном виде, но и на бумаге. Более того, правильное хранение информации в электронном виде повышает степень ее защиты по сравнению с бумажными носителями».
Тем не менее общественность выражает опасения. Преодолев защиту, злоумышленник получит доступ не к одной-единственной карте или регистратуре, а ко всем картам Москвы. В результате на нелегальных торговых точках, где продают диски с адресной и контактной информацией, могут появиться сведения о каждой болезни каждого москвича.