Будущий закон о налоге на недвижимость еще блуждает по министерствам и ведомствам, а депутаты Госдумы уже обсуждают его кулуарно. Однако пока им приходится обходиться слухами, информацией из неофициальных источников и общими заявлениями первых лиц. Пока ясно лишь, что рассчитывать налог на недвижимость будут исходя из ее рыночной стоимости и что льготы для малоимущих предусматриваются.
Минус квартира
Минэкономразвития, отвечающее за подготовку проекта закона о налоге на недвижимость, пока его не представило. Из ведомства просачиваются лишь неофициальные сведения. Ориентировочная величина налога составит, скорее всего, 0,1% от рыночной стоимости недвижимости. Для владельцев средних московских квартир это будет означать десяток (а то и не один) тысяч рублей ежегодно. Такая ставка вряд ли кого-то обрадует. Поэтому, чтобы не допустить социального взрыва, предусмотрены льготы.
Пока предполагается, что освобождаться от налога будут 55 кв. м жилплощади и 6 соток земли, а за все остальное придется платить. Есть и другое предложение: ввести денежный вычет в 3 млн. рублей от рыночной стоимости объекта недвижимости. Его можно было бы использовать лишь при оплате налога по одному объекту, по выбору владельца.
«Человек сам определит, в какой квартире этот вычет применить – в той, что у него на Кутузовском или на Сахалине в пригороде, – поясняет Евгений Федоров, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству ГД. – Богатым людям с особняками на Рублевке в любом случае придется раскошелиться. Зато большинству из тех, кто владеет единственным жильем, с учетом вычетов вообще ничего не придется платить. Так что этот налог очень позитивный с точки зрения социального спокойствия. Кроме того, он справедливый: сейчас деньги взимаются по оценке БТИ, а она учитывает дату постройки дома. И получается, что для новостроек эта оценка ниже рыночной всего лишь раза в два, а для старых домов – до тысячи раз».
Процент для богатых
Налоговая база – точка отсчета при исчислении налога – это стоимость объекта. Сейчас она рассчитывается по справке БТИ и далека от реальной. Чиновники ломают голову, как точнее определить рыночную стоимость, которая сама по себе непостоянна и может меняться из месяца в месяц – а ведь налог собирается за год. «Оценить недвижимость очень просто, – считает Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риэлторов. – Например, в Москве 98% жилого фонда – порядка 4 млн. квартир – это типовые серии. Для них существуют механизмы массовой оценки, которые позволяют с очень высокой степенью точности определить стоимость в зависимости от района, удаленности от транспортных узлов, от окружающей социальной инфраструктуры. Есть, конечно, и нетиповые квартиры. Их несколько процентов, всего лишь несколько десятков тысяч на всю Москву. По ним можно провести отдельную оценку. И, я думаю, надо вводить повышающие коэффициенты для недвижимости более высокого уровня. То есть для жилья эконом-класса ставка – одна сотая процента, жилье бизнес-класса – пять сотых процента, жилье элитное – два процента».
Сделать закон еще более суровым к богатым людям предлагает Александр Золотов, генеральный директор РОСНИИТ: «Надо, чтобы за недвижимость до 100 кв. метров на человека тот вообще ничего не платил. Так мы освободим от бремени и средний класс: квартира в 400 м на семью из четырех человек – это именно средний уровень. А вот больше – это уже люди богатые. Им можно вводить 3%-ный на недвижимость».
Окончательный размер ставки еще не определен, авторы проекта предупреждают, что это произойдет только после массовой оценки жилья, которую планируется закончить в 2012 году. «Я думаю, чем позже, тем лучше, – комментирует предприниматель Роман Жигульский. – У людей и так много проблем и достаточно большие расходы. Вот если бы налог был дифференцированным, защищал основную, бедную массу граждан, тогда его хоть сейчас можно бы было вводить. Но, судя по последним принятым законам, я не сомневаюсь: и этот документ будет плохой, ущемляющий граждан».
Спросить по счетам
Государство особенно и не скрывает, что хочет собрать побольше средств в бюджет. Пока недвижимость дает в него лишь 5–7% от всех поступлений. Этого не хватает, чтобы оплачивать растущие госрасходы, в том числе на мероприятия типа Олимпиады, чемпионата мира по футболу... «Между тем – расплата за собственность – это не только способ наполнить казну, но и часть экономической политики, – подчеркивает Василий Кирилов, кандидат юридических наук. – Для каких-то слоев населения бремя увеличивается, а какие-то от нее освобождаются. В данном случае, если мы хотим, чтобы собственники отказывались от своей недвижимости – тогда да, ставку следует делать высокой. Собственнику ведь надо еще жилье обслуживать, ремонтировать, по растущим счетам ЖКХ платить. Параллельно растут расходы на образование, медицинское обеспечение, транспорт, продукты. Так еще и этим бременем прибить собственника гвоздями? В любом случае меньше ли, больше ли должна быть ставка – но на незначительные доли. В нынешней ситуации нельзя делать резких движений, напряженность никому не нужна».
«Граждане гораздо охотнее платили бы налог на недвижимость, если бы точно знали – средства идут на нужды их поселка, их микрорайона, – уверен Константин Апрелев. – Мы видим, как строятся дворцы, но владельцы этих дворцов мало что перечисляют в местный бюджет. В результате они чувствуют себя, как на обороняемой территории, отгораживаются трехэтажными заборами. Если бы их немалые налоги на недвижимость шли на развитие территории поселения, модернизировали его социальную структуру, то не было бы того конфликта богатых и бедных, который сейчас существует». К тому же муниципалитеты стали бы более независимыми, меньше оглядывались на федеральную власть. А граждане, в свою очередь, строже спрашивали с муниципалитетов, зная, что те распоряжаются их кровными деньгами.