В мэрии все чаще говорят о необходимости дополнительного озеленения города. Однако экологи заявляют: сперва необходимо полностью пересмотреть московскую систему природопользования. Она устроена так, что Москва тратится на проектирование парков и скверов, но не поддерживает их в надлежащем состоянии. Кроме того, городские власти не заинтересованы в том, чтобы получать достоверную информацию о зеленых насаждениях. Напротив, они хотят скрыть ее от чужих глаз.
Мониторинг зеленых насаждений Москвы проводился в течение девяти лет – с 1997-го по 2006 год. На него потратили 45 млн. рублей, но в итоге свернули программу без объяснения причин. Видимо, властям не понравились ее результаты: в конце 1990-х – начале 2000-х насчитывалось не более 30% здоровых деревьев, а на улицах и магистралях – 15–20%. После отмены мониторинга в мэрии заявили, что количество проблемных деревьев не превышает 7%. Но сейчас проверить эту цифру не представляется возможным. Реально в столице никто наверняка не знает, сколько в городе кустов, газонов и деревьев.
Формально такой мониторинг сегодня должен вести столичный Департамент природопользования в тесном контакте с местными властями (районными управами и префектурами). Местные власти – балансодержатели, то есть непосредственные хозяева зеленых насаждений. Они обязаны регулярно проводить учет и сообщать информацию в Департамент природопользования для размещения на экологической карте Москвы. Эта база открыта, и любой гражданин может сделать запрос о том, какие зеленые насаждения имеются на территории каждого балансодержателя. Но сведения в базе не вполне соответствуют действительности. Департамент природопользования не обладает полномочиями штрафовать местные власти за предоставление неверных данных, поскольку те ему неподконтрольны. У него нет полномочий даже на то, чтобы проверить поступившую информацию о площади и состоянии насаждений, да и средствами на это он не располагает. К тому же Департамент не станет действовать в ущерб себе. Если обнаружится, что предоставленные данные недостоверны, то виноватым будет именно он, а не местные власти.
«Ждать достоверных сведений от местных властей наивно, – комментирует Дионис Георгис, заместитель председателя исполкома общероссийской экологической организации «Зеленые-3000». – Понятие «зеленые насаждения» включает в себя деревья, кустарники, газоны и клумбы. Парадокс, но московское законодательство не различает эти категории. Когда строительные структуры проводят вырубку леса, они должны компенсировать вырубку, озеленив другую территорию. С помощью каких именно насаждений, в законодательстве не уточняется. То есть взамен уничтоженных деревьев можно посадить травку. Или же можно оплатить стрижку газона – это тоже будет зачтено как компенсация за вырубку. Вот идеальная почва для коррупции – не говоря о том, какой вред такая политика наносит природе. Причем законодательство даже подстегивает местные власти к махинациям с озеленением: планировку территорий требуется периодически пересматривать. А местным властям только того и надо. Они заинтересованы в ежегодном перепроектировании, чтобы была возможность за некую мзду позволить кому-то вместо высадки деревьев выкосить газоны. Постоянно делаются новые планировки зеленых насаждений (якобы в связи с тем, что меняются улицы, идет застройка). На это тратятся огромные деньги».
«А все, что связано с деньгами, в условиях нашей «откатной» экономики выгодно чиновникам, – подчеркивает Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России». – Скоро ситуация с зелеными насаждениями в столице станет критической. Все деревья буквально заменят газонами, и в столице не останется парков и скверов».
«Нужно отметить, что на федеральном уровне с приходом Дм. Медведева произошли некоторые изменения, – добавляет Дионис Георгис. – Президент дал поручение провести разделение эксплуатации и контроля. Минприроды выделило специальные подразделения по экологическому и техническому надзору, чтобы тот, кто эксплуатирует зеленые насаждения, не занимался контролем самого себя (как происходит сегодня с местными властями, эксплуатирующими «природное хозяйство» в Москве). Однако в столице все как было, так и есть».
Остается надеяться, что смена власти в столице не пройдет для природопользования даром.
«В сфере охраны природы давно пора навести порядок, – признается Юрий Буйволов, бывший начальник отдела особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования. – На закладку зеленых насаждений средства выделяют разово, несистематически. Для озеленения нанимают неквалифицированных подрядчиков. Назрела острая необходимость внести изменения в природоохранное законодательство Москвы».