Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 22(263) от 09.06.2011

Байк на всякий пожарный

Столица перенимает опыт Краснодара в области тушения пожаров

, 18:24 , Обозреватель отдела Общество

В Москве приступило к работе первое мотоциклетное пожарно-спасательное отделение. Это два мотоцикла BMW, каждый из которых оснащен огнетушителем, рюкзаком для оказания первой медицинской помощи, средствами радиосвязи и различными инструментами (пилой для стекла, гидравлическим резаком для автомобилей и пр.).

«Замечательное и даже необходимое нововведение для такого мегаполиса, как Москва. Явиться на пожар надо незамедлительно, а пробки сильно затрудняют дорогу для пожарной машины при ее-то габаритах. Мотоциклы позволяют проделать тот же путь гораздо быстрее, – комментирует Юрий Солохин, начальник отдела техники Академии государственной противопожарной службы МЧС. – Прибыв на место пожара, мотоциклисты могут оценить, нуждаются ли они в подкреплении или же справятся своими силами. И не придется гонять целую машину из-за того, что полотенце загорелось. Словом, давно пора вводить мотоциклы в строй. Наконец-то появились средства на это».

Впрочем, возможности мотоциклистов сильно ограничены. В частности, им не выдают дыхательных аппаратов, и потому они не могут войти в задымленное помещение и спасти людей. Да и вообще, осуществлять такие операции в одиночку или вдвоем запрещено по уставу – слишком опасно. Это позволяется только звену – четырем пожарным, трое из которых идут в задымление, а один остается снаружи. «Порой нам не до устава, приходится входить поодиночке, – признается пожарный одной из частей Подольского района, пожелавший остаться неизвестным. – Мы делаем это на свой страх и риск, втайне от начальства. Если оно узнает, то сурово наказывает. Видимо, мотоциклистам потому и не дают дыхательные аппараты, чтобы у них не было соблазна для излишнего и сомнительного геройства. К тому же спасение людей из горящих зданий должно сопровождаться тушением, а что мотоциклисты смогут потушить? Огнетушитель – это первичное средство борьбы с огнем. Оно эффективно только тогда, когда огонь еще не разгорелся. Пожар – совсем другое дело.
С тем же успехом его можно тушить «по-пионерски» – толку будет столько же».

«Мотоциклы ориентированы только на дорожно-транспортные происшествия. Эти пожарные – не столько пожарные, сколько спасатели. Огонь в ДТП обычно локальный, для него хватит и огнетушителя. Речь идет прежде всего не о пожаротушении, а о спасении людей – их надо вызволить из поврежденной машины и оказать им первую медицинскую помощь, – поясняет разработчик системы мотоциклетного пожарно-спасательного отделения Виктор Кокошинский, заместитель начальника отдела техники Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны. – В Краснодаре уже не первый год применяются пожарные мотоциклы, на данный момент их 8. Причем их возможности шире, чем у тех, которые решено опробовать в Москве. На краснодарских мотоциклах присутствует российское ноу-хау – ранцевая установка тушения, большой огнетушитель объемом 23 литра (для сравнения: в обычном огнетушителе – 5 литров). Это приспособление позволяет эффективнее тушить огонь с помощью рассеивания воды. Однако в Москве мотоциклы не оснастили таким оборудованием, ограничив область их применения. Пока для Москвы это только эксперимент, хотя в Краснодаре мотоциклетные отделения зарекомендовали себя наилучшим образом. Да и на Западе тоже».

Примечательно, что в Краснодаре используются мотоциклы ВMW G 650 GS, а в Москве – BMW R 1200 GS. Московский вариант более скоростной и, соответственно, более дорогой. «Стало модным показывать, что мы не отстаем от жизни. Ездить за рубеж и перенимать заграничный опыт. А заодно и зарубежную технику, – комментирует член Комиссии по безопасности Мосгордумы Антон Палеев. – К сожалению, наше общество находится не на той стадии развития, чтобы потребовать у властей отчета: почему решено потратить именно такую сумму?»

Однако сами пожарные смотрят на это по-другому. «Мы достаточно намучились с отечественной техникой. Уже через год она дает сбои, – говорит Ю. Солохин из Академии государственной противопожарной службы МЧС. – В нашем деле нужна гарантия, что машина не встанет на полпути. Хорошая техника – это надежная техника».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram