Прокуратура обвинила одну из управляющих компаний Центрального округа Москвы в том, что она получила с жильцов на 1 млрд. рублей больше положенной суммы. За управленцев заступился Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. По его версии, переплата составляет 100 млн. рублей, да и эти деньги никем не присвоены, а потрачены на обслуживание домов. Спор двух ведомств показал, насколько туманна система ЖКХ.
«Прокуратура могла ошибиться и не учесть коэффициенты, которые применяются к нетиповым домам, расположенным в Центральном округе. Допустим, жильцы переплатили не миллиард, а сто миллионов. Но разве это мало? Необходимо тщательно расследовать, куда ушли деньги, – говорит депутат Госдумы Галина Хованская. – Не новость, что управляющие компании наживаются на людях. Надо всячески напоминать жильцам о прошлогоднем постановлении правительства, декларирующем прозрачность управляющих компаний. Каждый жилец имеет право потребовать от компании подробнейший отчет обо всех тратах».
Действительно, о нечестности управляющих организаций говорят давно и много – и депутаты, и общественные деятели, и СМИ. Но прокуратура выступила с таким заявлением впервые. «Недовольные жильцы обращались в прокуратуру десятки раз, и никому до этого не было дела, – рассказывает Валентин Григорьев, председатель Московского союза ЖСК и ТСЖ, вице-президент Ассоциации кооперативных организаций России. – Показательный случай имел место в прошлом году, когда мы судились с ДЕЗом в Арбитражном суде. Не стесняясь и не боясь ответственности, ДЕЗ представлял в суде подписанные подрядчиком акты выполненных работ, которые на самом деле выполнены не были. Суд установил это. Мы пожаловались в прокуратуру на подделку документов, но никакой реакции не последовало».
Почему же теперь прокуратура проявила такой энтузиазм? «Это делается с подачи нового мэра, – рассуждает председатель Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов. – Мэр хочет показать, какое плохое наследство он получил от предшественника. Делается «подкоп» под лужковских людей в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (неслучайно департамент принялся защищать от Прокуратуры управляющую компанию, а по сути, – свою политику). Кроме того, это удар по Мосгордуме, про которую все чаще говорят, что она лужковская и должна быть переизбрана. Тем не менее поступок прокуратуры можно только приветствовать. Прозвучал сигнал для людей: жалуйтесь!
Эта история показала, что система расчетов в ЖКХ совершенно непонятна: у одного ведомства одни цифры, у другого – другие. Раньше тарифной политикой занимались депутаты, и она была более-менее регламентирована. Но потом депутаты отдали это на откуп мэрии. Цивилизованный тариф возможен только при согласовании интересов обеих сторон – поставщика и потребителя. Представлять потребителя за столом переговоров некому: представительная власть от этого устранилась. Поэтому никаких переговоров нет и не предвидится. А печальнее всего то, что даже теперь, когда управляющую компанию поймали за руку, люди не смогут отказаться от ее услуг. Как известно, конкуренция в ЖКХ существует только на словах».
И все же против недобросовестных управляющих организаций есть проверенное оружие – бдительность. «Мы платим ровно столько, сколько должны. ДЕЗ смирился с этим и не пытается взыскать с нас деньги за невыполненные работы. Но таких бдительных ЖСК и ТСЖ, к сожалению, мало, – говорит председатель ЖСК «Шахтер» Леонид Залкинд. – Если не отслеживать, за что управляющая компания взимает плату, то она охотно этим пользуется. Чего только не прочитаешь в платежках! Якобы установлено 30 энергосберегающих ламп, тогда как в подъезде их вообще ни одной, только лампы накаливания. Якобы используется труд каменщиков, тогда как в доме нет ни одного кирпича, поскольку дом блочный или панельный. Якобы заменены стекла в 20 рамах, тогда как никто их не разбивал. Якобы обслуживание лифта стоит 4500 рублей, тогда как «Мослифт» берет за это 4 тысячи рублей. Кроме того, совершенно несостоятельна тарификация некоторых услуг. Ежемесячная проверка вентиляции обходится дороже, чем эксплуатация всех лифтов. Это не трудоемкий процесс: пришел и проверил, «тянет» или нет. То же самое касается замера сопротивлений, дымоудаления. Услуги ресурсоснабжающих организаций – отдельный разговор. МОЭК выставляет счет по своим, а не по домовым приборам учета. Мы выиграли у МОЭК несколько судов, и теперь она вынуждена делать все по законам. Словом, система устроена так, что жильцы должны следить за своим карманом. Иначе будут обмануты».