Мэрия Москвы приняла волевое решение, утверждение которого откладывалось десятилетиями. Город приступит к широкому освоению подземного пространства для развития автомобильной инфраструктуры. Мера дорогостоящая, но, как наконец-то признали, необходимая. До 2016 года будут построены парковки под историческими площадями (Лубянской, Театральной, Пушкинской, Тверской Заставы), а также под бульварами (Тверским, Никитским, Гоголевским).
Места для подземных паркингов выбраны не просто так: осваивать пространство под свободными территориями – удобнее всего. Под зданиями это делать сложнее – мешают фундаменты. К тому же рядом с площадями протекают основные потоки автомобилей. В европейских столицах трудно найти площадь, чтобы под ней не было двух- или трехэтажного паркинга.
Сама идея для Москвы не нова: парковка под Манежной площадью существует с 90-х годов. Ее построили инвесторы, чтобы облегчить доступ к подземному торгово-развлекательному комплексу. Теперь, когда борьба с пробками объявлена приоритетом, идею взяла на вооружение мэрия. Прежнее городское руководство ссылалось на нехватку средств, а также на сложности с подземными коммуникациями. Несмотря на то что коммуникации вовсе не помешало бы заменить. Да и обслуживать их в условиях освоенного подземного пространства гораздо проще – не нужно рыть траншеи.
«Логика развития автомобильной инфраструктуры соответствует логике развития городов вообще, – говорит проректор Петербургского университета путей сообщения Александр Ледяев. – Сначала города росли вширь. Потом они стали расти вверх, и появились автоэстакады. А последние 30–40 лет города растут вниз – соответственно, и автомобили постепенно уходят под землю. Речь не только о парковках. В мире сейчас отдается предпочтение подземным магистралям, а Россия только-только преодолевает психологический порог. Можно представить, какое поднимется возмущение, если предложить размещение стоянки под Красной площадью в Москве или под Дворцовой площадью в Петербурге. Однако при соблюдении технологии это возможно. Решение московской мэрии означает долгожданный переворот в мышлении российских градостроителей. Именно подземное пространство позволит избавиться от пробок».
Как шутят метростроевцы, «наше будущее – под землей». После подземных паркингов Москву ждут подземные магистрали, как на Западе: без светофоров, шириной не меньше шести полос, с выездами через каждые полтора-два километра, с фильтрами для выхлопных газов. В Москве такие магистрали уже вырисовываются: например, Третье транспортное кольцо, которое почти не проходит по земле – в основном под землей и над землей. Современная мировая тенденция – убирать под землю именно автомобили, а не пешеходов.
Как утверждает доцент кафедры мостов и тоннельных сооружений Московского автомобильно-дорожного института Сергей Зеге, к строительству подземных паркингов можно привлечь инвесторов. «Их могут заинтересовать автоматизированные парковки, которые позволяют разместить в два или в два с половиной раза больше машин. Это умеренная, но зато регулярная и гарантированная доходность около 15% в год. Срок окупаемости в пять-шесть лет реален при цене 50–70 рублей за час – такая цена вполне устроит московского потребителя. Но надо гарантировать инвесторам, что свободная парковка на улицах допускаться не будет, – подчеркивает эксперт. – В европейских мегаполисах автоматизированные парковки преобладают, а в Москве их пока немного, несколько десятков. Население должно привыкнуть к ним, потому что оставить автомобиль «какому-то роботу» немножко страшно. Кроме того, Москве нужна крупная служба эксплуатации таких парковок. Никто не будет устанавливать высокотехнологичное оборудование, если его некому ремонтировать».
Важно учесть: при строительстве паркингов не должна пострадать историческая Москва. «Во-первых, подземные сооружения всегда обнаруживают себя на поверхности: вытяжки, въезды-выезды. Очень важно, чтобы на площади не появилось уродующих объектов, – говорит Наталья Самовер, представитель движения «Архнадзор». – Во-вторых, подземное строительство может угрожать сохранности окружающих исторических зданий. Этот вопрос решается посредством честного конкурса, в результате которого подряд получает добросовестная организация. В-третьих, исторические площади – это, как правило, «пятна» культурно-исторического слоя. Под Пушкинской площадью был обнаружен деревянный водопровод XVIII века. Под Манежной площадью – захоронение первых христиан на территории Москвы, которое отнесли к XII веку. Московская археология богата и непредсказуема, найтись можно что угодно – вплоть до поселений древних людей. Поэтому строительству паркингов под площадями должны обязательно предшествовать раскопки».