Видный борец с палатками возле метро мэр Москвы Сергей Собянин, оказывается, ничего против них не имеет, но только если ответственность за мелкорозничную торговлю рядом со станциями полностью ляжет на метрополитен. Ему же достанутся и доходы. Градоначальник надеется, что они пойдут на благоустройство метро.
Землю – метрополитену
Мэр Собянин недавно внес предложение: передать в собственность метрополитену землю вокруг станций, чтобы тот использовал ее по своему усмотрению – хоть под палатки, хоть под автостоянки... Мало кто ожидал подобного заявления от человека, который начал свою деятельность на посту градоначальника с внезапных рейдов к метро «Белорусская» и «Улица 1905 года». Как известно, там разгневанный обилием ларьков и палаток, новый мэр лишил своих должностей главы соответствующих управ. «Люди должны по крышам ходить?! Дорога перекрыта!» – бушевал Сергей Семенович. Волна сноса палаток прокатилась тогда по столице, потом волна возмущения москвичей, – и Собянин заявил, что его не так поняли.
Сейчас он разъяснил все очень понятно: передать территорию возле станций именно метрополитену, чтобы он сам ею занимался, при необходимости привлекая инвесторов, благоустраивал, делал стоянки для легкового транспорта и, если нужно, какую-то часть отдавал торговле. «Это земля метрополитена. Он будет создавать недвижимость, сдавать ее в аренду, чтобы прибыль шла в его доходы, чтобы не было нагрузки на пассажиров. А то мы хотим все доходы получить с пассажиров. Это немыслимо – и развиваться метрополитену, и покупать вагоны, и станции обустраивать, и так далее, – и все за счет стоимости проезда», – сказал мэр. В пример Москве он привел Сеул, где, по его словам, доходы метро в основном складываются не от продажи билетов, а от торговли: «На выходе стоят огромные торговые комплексы, и они все принадлежат метрополитену, а не частным компаниям».
То, что передача земли вокруг станций метро, вполне соответствует мировому опыту, подтверждает и Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. Но его настораживает упоминание о торговых центрах.
«В других странах возле метро прежде всего перехватывающие паркинги и удобные пересадочные терминалы с наземного транспорта. Из торговли – только фастфуд, какая-то мелочь, – перечисляет он. – А у нас впихивают торговые центры, как это произошло у метро «Тульская», «Текстильщики», «Юго-Западная». Такие центры убивают транспортный узел, увеличивают количество пробок. А это уже вопросы городской транспортной политики».
Куда потечет финансовый поток
Зато торговый центр принесет гораздо больше прибыли, чем несколько киосков. Нетрудно догадаться, что предпочтет руководство метрополитена, если будет иметь возможность решать. Как именно решали вопросы, связанные с торговлей и рекламой прежние, очень хваткие начальники метро, уже широко известно. Как станет поступать с доходами, когда возможности возрастут, нынешнее руководство – остается только гадать. Во всяком случае, некоторые финансовые потоки от сдачи площадей под торговлю текут к нему уже сейчас – но ни на состоянии метро, ни, скажем, на зарплате его работников это, похоже, не сказывается.
«Ряд переходов уже принадлежит метро. Оно дает разрешение на торговлю, оно получает доход, – объясняет Светлана Разина, председатель независимого профсоюза Московского метрополитена. – Кроме того, земля метров в пять возле станций – это и так уже давно территория метро. Но выделена она не для того, чтобы там ставили палатки, а на случай аварийной или чрезвычайной ситуации. Но теракты уже показали – к метро спецтехнике подъехать невозможно! Возле станций должна быть свободная территория».
Пока картина совсем другая. Например, у метро «Юго-Западная» из-за плотного ряда торговых точек и припаркованных возле них автомобилей автобусы вынуждены производить посадку и высадку пассажиров на третьей от тротуара полосе. «Территории, прилегающие к метро на 200–300 метров, должны быть очищены. Там может стоять общественный транспорт и никакой другой, – считает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». –
А если земля будет передана метрополитену, то он, чтобы заработать, начнет насаждать палатки с большой скоростью. Поэтому нынешнее решение Собянина кажется мне очень спорным. Во всяком случае, москвичам оно принесет больше вреда, чем пользы».
Хуже, чем есть, быть уже не может, возражают оптимисты. В этом уверен, скажем, предприниматель Роман Жигульский: «Все хотят поставить палатки около метро. Вот управы ставят за деньги, и полиция закрывает на все глаза. Сейчас никаким образом это не контролируется, не регулируется. Если территория будет принадлежать метрополитену, то, по крайней мере, мы будем знать, куда обращаться, чтобы был порядок. Кстати, и Собянину легче договориться с руководителем метрополитена о том, чтобы у метро располагалось не более, допустим, одного-двух газетных киосков, нежели контролировать все эти многочисленные управы».
Новый передел
Возможно, именно легкости управления палаточной стихией и добивался Собянин, когда сначала инициировал «зачистку» киосков, а теперь предложил метро насаждать их снова? Или тут важнее смена владельцев, привычный в столице передел рынка новым хозяином?
В общем потоке нынешнего передела видит предложение Собянина правозащитница Людмила Алексеева: «Сейчас силовики отнимают собственность у тех, кто создал ее своим умом и талантом.
У способных людей, которые могли бы сделать нашу страну и богатой, и передовой. Чтобы собственность захватить, последние придумывают несуществующие преступления этим людям. И сажают их, чтобы не мешали. Потом они высасывают эту собственность и бросают, потому что приумножать ее они не могут. Неслучайно у нас из почти миллиона заключенных треть составляют предприниматели». Есть и менее жесткие способы передела: запрещать одним и давать зеленый свет другим. История с палатками у метро очень хорошо вписывается в эту схему.
...И наконец, обычной непродуманностью, нежеланием советоваться со специалистами, в чем уже не раз был замечен Собянин, объясняют некоторые его странную индульгенцию метро.
«Какое-то очередное дилетантское предложение, которое даже неловко слышать от мэра Москвы, – комментирует Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Сначала убрать палатки, потом возводить палатки... Это просто какая-то хаотичность и непрофессиональность решения вопросов – ничего больше».
Пока инициатива Сергея Собянина не обрела статус официального распоряжения с подписями и печатями, остается вероятность, что мэр еще подумает и, как это уже бывало, – возьмет свои слова обратно. Или мы его опять неверно поняли…