На первые показы ледового мюзикла Ильи Авербуха «Огни большого города» москвичи отреагировали довольно скептически: брать билеты не торопились, ждали первых отзывов. По признанию самих организаторов, приходили в основном истинные поклонники фигурного катания, мечтающие увидеть на льду знаменитых Ягудина, Навку с Костомаровым и других виртуозных спортсменов. Во время второго сезона, который завершился 10 апреля, был настоящий аншлаг. Первые зрители восприняли постановку на ура, и «сарафанное радио» распространило позитивные слухи. Продюсер и постановщик шоу чемпион Европы и мира Илья АВЕРБУХ рассказал «АН», чем сумел захватить аудиторию.
- Илья, ваш ледовый мюзикл позиционируется как «уникальный по жанру и содержанию». Что в нем принципиально нового?
– Большинство ледовых постановок рассчитано на детей, для которых все, что движется на льду, уже выглядит забавным и веселым. Наше шоу – для взрослой аудитории. А она, согласитесь, гораздо требовательней. В моей постановке задействованы 11 олимпийских чемпионов и 12 чемпионов мира, среди которых Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин и др. Подобные проекты на Западе обычно держатся вокруг одного хэдлайнера, и уровень катания в целом там очень низкий. Наше шоу по своему звездному составу не имеет аналогов в мире.
Кроме того, мои прежние постановки представляли собой некий набор номеров, которые поочередно показывали фигуристы. «Огни большого города» – это полноценный спектакль с единой сюжетной линией. Он абсолютно оригинален: это не переложение какой-либо истории на лед.
– А как же шедевр немого кино «Огни большого города» с Чарли Чаплином в главной роли?
– С фильмом нас связывают только название и общее настроение, так как наш спектакль именно про жизнь в большом городе, и образ бродяжки, который Чарли Чаплин создавал на сцене, а Марат Башаров создает на льду. Больше схожести нет. У нас своя сюжетная линия, своя драматургия, своя музыка. В спектакле задействован живой вокал. В нем помимо фигуристов заняты артисты балета, работающие без коньков на танцполе, артисты ледового балета, циркачи. На первый взгляд глаза разбегаются, но ухватить все вполне реально.
– Такой синтез искусств – это стремление удивить пресыщенную публику?
– Современный зритель действительно уже много чего видел: одним фигурным катанием или цирком его не удивишь. Поэтому новой мировой тенденцией стала интеграция различных видов искусства в новые жанры. Чем органичнее она будет проходить, тем больше шансов на успех появится у новых постановок.
Внимание зрителя в большом зале можно удержать, только постоянно меняя картинку. Мы были бы рады делать уютные камерные мероприятия, без лишней мишуры, если б имели свою стационарную площадку. Пока ее нет, и спектакли проходят на арендуемой мной площадке ГЦКЗ «Россия» в Лужниках, я забочусь о том, чтобы они соответствовали масштабу зала. И конечно, были сделаны качественно.
– Раз уж мы заговорили о качестве, «Огни большого города» – больше театрализованное действо, нежели спорт. Но фигуристы все-таки спортсмены, а не актеры...
– Здесь нам очень помогли ледовые шоу на Первом канале. Моя продюсерская компания «Ледовая симфония» уже пять лет занимается этими проектами. За это время я научился новому в хореографии и постановке, а фигуристы многое восприняли от актеров, с которыми катались в паре: как держать актерские паузы, как отыгрывать эмоции в зал. По-моему, у них хорошо получилось! При этом ребята поддерживали высочайший уровень своего спортивного мастерства: Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов исполняли заключительные тройные выбросы, Алексей Ягудин всегда включал в свою программу несколько тройных прыжков. Идея связать разрозненные миниатюры в большой единый спектакль возникла у нас во время третьего сезона «Ледникового периода». И я очень рад, что мы ее воплотили.
– В спектакле задействовано грандиозное количество знаменитых фигуристов. Ясно, что это самодостаточные и наверняка амбициозные люди. Как они уживаются на одной рабочей площадке?
– К счастью, ребята сплотились. Они стали гораздо дружнее, чем когда выступали каждый с отдельным номером. Возможно, это из-за того, что всем нам интересно создавать что-то новое, а такая работа без объединения невозможна.
– Нашлось ли в ледовом мюзикле местечко для начинающих фигуристов?
– Одну из главных ролей исполняет семилетняя девочка Маша Евдокимова. Она молодец, блестяще справляется со своей ролью! Но, если говорить о спортивном развитии, начинающим фигуристам нужно проявлять себя не в спектаклях, а в спортивных соревнованиях.
Я давно хочу создать полноценный ледовый театр и растить «актеров на льду», только пока возможности не представляется.
– Скажите, работа «Ледовой симфонии» как-то соотносится с пропагандой спорта? Или компания занимает чисто развлекательную нишу?
– Не хочу заниматься бравадой, говоря, что днями и ночами думаю, как спасти российский спорт. Я делаю мероприятие, которое интересно мне самому. И конечно, забочусь о том, чтобы оно привлекло зрителей, доставило им удовольствие и в то же время стало коммерчески успешным. Если работа сделана качественно, зрители приходят. И популярность фигурного катания повышается автоматически. Так, например, шоу на Первом канале не задумывалось как социальный проект, который заставит многих россиян встать на коньки. Но посещаемость катков значительно возросла. Если «Огни большого города» тоже привлекут кого-то на лед или по крайней мере вызовут к нему интерес, что ж, будет здорово!