В правительстве города мечтают уменьшить автотранспортный поток, сделав для людей комфортным передвижение на велосипедах.
Дави педали
В программе «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы» нашлось место для велосипедов. Для них к концу этого срока планируют построить парковки, суммарно на 10 тыс. мест, и оборудовать 45 км велодорожек. «Реконструкция не начнется, конечно, с завтрашнего дня, – разъясняет Инна Святенко, депутат МГД. – В Центральном округе еще несколько лет назад предлагали отдать часть тротуаров для велосипедистов. Но как это сделать, если тротуары такие узкие, что и пешеходы с трудом пробираются? Понятно, однако, что полосу выделять как-то надо. Тут самое важное, чтобы были разделены три потока: пешеходы, велосипедисты и автомобилисты. Только тогда можно будет говорить о безопасности. Сейчас движение по нашим основным магистралям на велосипеде – это прямая угроза жизни человека». Стоит добавить, загазованность там – угроза его здоровью: по некоторым улицам передвигаться на двух колесах лучше в респираторе.
Определив срок – 2016 год – в мэрии еще, по сути, не решили, где именно будут делать велосипедную дорожку. Если на тротуарах, то по ней пойдут пешеходы, если на проезжей части, то там непременно станут парковаться машины. И бедному велосипедисту опять некуда будет податься. Чтобы он почувствовал себя хозяином на своей дорожке и захотел добираться на двух колесах на работу, в булочную, в кафе, – многое надо будет поменять не только в организации движения транспорта, но и в московском менталитете. «Для решения вопроса в целом нужна другая организация города и жизни, – считает Василий Кирилов, кандидат юридических наук. – В Европе велосипед стал приживаться с тех пор, как его изобрели. У нас велосипедов мало не потому, что их прежний мэр зажимал. И при нынешнем этот вид транспорта массовым не станет. Не подходящий у нас для этого город!»
Велик не всепогодный
Московское правительство, что старое, что новое, вообще любит генерировать слабо привязанные к реальной жизни прожекты: то подводные стоянки, то воздушные парковки... Выделенные полосы для велосипедов при нынешней транспортной ситуации в Москве кажутся практикам идеями из той же серии. «Мечтать-то можно, – рассуждает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». – Но надо помнить, что в Москве еще предстоит раза в два увеличить уличную дорожную сеть из-за растущего количества автомобилей, заменить парк наземного транспорта. Да мало ли задач! И интегрировать сюда еще и велосипедистов – явно не самая первоочередная из них».
В правительстве города мечтают уменьшить автотранспортный поток, сделав для людей комфортным передвижение на велосипедах. Но что чиновники собираются предпринять по части климата, который благоприятствует любителям байков в лучшем случае с апреля по ноябрь? В холодные полгода велосипедные дорожки явно будут пустовать. Да дело и не только в холоде. В конце концов, в Швеции, Финляндии велосипедистов в городах немало в любое время года. Вот только ездят они по сухим улицам, не политым щедро реагентом, как в Москве.
Депутатские байки
«Я бы лично ездил зимой по Москве на мотоцикле или велосипеде, когда сухо и минус небольшой, – делится ощущениями Антон Беляков, депутат ГД. – Но реагент, который уничтожает все, – это самая большая проблема. А в теплое время года я часто езжу на двух колесах: без мигалки и спецзнаков. Только кепочку приходится надевать или очки, потому что вызываю лишний интерес. Люди начинают фотографировать... Лишь в этом для меня неудобство, а в остальном одни плюсы. От Думы до здания ТАСС на машине минут 30 туда, 30 обратно. На велосипеде я еду 9 минут ровно плюс получаю удовольствие от физической нагрузки. Причем года два назад таких, как я, было мало. А теперь, смотрю, все больше и больше. Думаю, независимо от того, что будет или не будет делать Собянин, велосипеды в Москве, особенно в центре, приживутся».
Малоиспользуемый резерв, который видит депутат, – привлечь бизнесменов к популяризации велосипеда как полноценного транспорта. Чтобы они рекламировали не отдельные бренды байков, а велосипед как таковой. Чтобы организовывали школы, проводили соревнования, обучали приемам безопасного вождения – ведь многие велосипедисты не умеют даже правильно показать, куда собираются повернуть.
В принципе правила движения для велосипедистов уже давно и подробно прописаны. Но если использование этого транспорта в Москве действительно станет массовым, то появятся новые реалии, которые придется отражать в правилах. Энтузиасты велосипедов считают: это наименьшая из проблем. Они надеются, велосипедисты вскоре станут полноправными участниками дорожного движения Москвы. И дорожек для них выделят не 45 километров, а целых сто пятьдесят.