Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 15(256) от 21.04.2011

Мэр зол на ЗИЛ

, 18:55 , Обозреватель отдела Общество

Столичный градоначальник Сергей Собянин заявил о перепрофилировании ЗИЛа. Его гендиректор Константин Лаптев, получавший на дотационном предприятии зарплату 20 млн. рублей в месяц, уволен за миллиардные убытки. Кроме того, мэр обвинил его в отмывании денег.

Давно пора

«Президент многократно отмечал, что только суд может обвинять кого-либо в совершении преступления, – комментирует депутат Госдумы Олег Куликов. – Даже к правоохранительным органам это относится. Вспомним: когда произошло столкновение Следственного комитета и прокуратуры из-за игорного бизнеса, президент подчеркнул, что недопустимо без решения суда выносить свои вердикты. С другой стороны, С. Собянин не обвинил бы гендиректора, если бы не имел на то оснований».

«В данном случае мэр выступает в двух качествах – не только как представитель государства, но и как собственник завода, потому что ЗИЛ принадлежит городу, – говорит депутат Госдумы Евгений Федоров, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству. – У собственника гораздо больше свободы в оценке действий нанятого менеджера, чем у постороннего человека. Права собственника священны, и это не зависит от того, кому принадлежит собственность – частнику или государству. Мэр выразил справедливое недовольство результатами аудиторской проверки, поскольку огромная часть денег была потрачена нецелевым образом. В конце концов, он же не взял гендиректора под стражу».

По мнению депутата Мосгордумы Сергея Гончарова, уволить К. Лаптева стоило уже давно. «Он сосал из Москвы бюджетные миллиарды и ничего полезного не делал, – отмечает депутат. – Это кадровое решение лежит в русле общей политики мэра: уволен начальник метро Д. Гаев, уволен директор Банка Москвы А. Бородин. Происходит избавление от лужковской команды, запятнавшей себя. От ЗИЛа в нынешнем виде нет никакого толка: за последний год он выпустил всего лишь 1200 грузовиков на всю Россию. При этом занимает десятки гектаров московской земли».

Землю, как и деньги, руководство ЗИЛа использовало не по назначению. «Алгоритм этих действий понятен, он не раз апробировался в Москве, – говорит депутат Мосгордумы Андрей Клычков. – Бесхозная земля сдается в аренду. Многие комплексы завода включают в себя жилые строения – их продают». Сама по себе такая практика вполне допустима: производство не нуждается в десятках гектаров земли. На Западе существенная часть территорий заводов отдана под жилую и офисную застройки. Главное, чтобы это делалось прозрачно и с выгодой для города, а не так, как сейчас в Москве.

Динозавр должен умереть

Никаких конкретных инновационных проектов для ЗИЛа пока не озвучено. Их может быть множество – любая аналитическая команда готова предложить свой вариант повышения эффективности. Известно лишь, что речь идет о создании постиндустриального производства по западному образцу. За последние 30 лет страны Запада полностью избавились от заводов вроде ЗИЛа. Там сформировался мощнейший сектор прикладной науки, которая и стала основным производством – производством технологий. Именно этой квалифицированной работой занимаются на Западе токари и слесари – изготавливают опытные образцы. А тиражное сборочное производство осуществляют машины, причем на небольших заводах.

«В цивилизованном мире жизнь меняется, а мы стоим на месте. Для развитых стран трансформация промышленности в постиндустриальный тип – пройденный этап. А мы только приступаем к этому, – рассуждает Е. Федоров. – Такое гигантское предприятие, как ЗИЛ, в принципе не может быть эффективным в силу мировых реалий. На нем никогда не будет высокой производительности труда – из-за длинного экономического цикла. Внедрить там новые технологии невозможно, надо коренным образом менять его. Это предприятие прошлого века, и оно должно умереть, как динозавр. Пусть останется бренд, имеющий самостоятельную экономическую ценность. А на месте завода должны быть десятки высокотехнологичных производств».

Действительно, ЗИЛ изжил себя. В Калуге производятся такие же автомобили, но площадь этих предприятий в 10 раз меньше. А производительность труда – в 8 раз выше. «Поразительно, но провинция ушла вперед по сравнению с Москвой, – подчеркивает Е. Федоров. – В стране нет системной инфраструктуры для крупных производящих предприятий, нет рынка технологий. Но эти заводы стараются, идут вперед – и хотя бы по некоторым параметрам уже достигли постиндустриального уровня. А ЗИЛ не имеет никакой мотивации к развитию и отстал катастрофически».

В результате перепрофилирования ЗИЛа в производство технологий рабочие пострадать не должны – новым предприятиям тоже потребуются тысячи людей. Более того, рабочие даже выиграют: им повысят квалификацию и зарплату, приблизив их специализацию к научной. «Как бы там ни было, опасности безработицы нет, – говорит С. Гончаров. – Когда разгоняли игорный бизнес, поднялась буча: мол, куда пойдут 12 тысяч крупье?! И ничего, они как-то устроились. Столица – не моногород, где надо сохранять убыточный завод ради занятости населения. В Москве нехватка рабочих рук, а не рабочих мест».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram