Как большой подарок малому и среднему бизнесу преподнесли московские власти свое решение в три раза увеличить площадь помещений, которые смогут выкупать столичные коммерсанты. Правда, у тех есть и другие проблемы, гораздо более насущные. Однако до них у городского правительства все никак не дойдут руки.
По решению мэрии в три раза увеличена площадь помещений, которые смогут выкупать малые и средние предприниматели у города на льготных условиях. Раньше норма для них была до 100 кв. м, теперь – 300. И если прежние правила были фактически насмешкой, поскольку помещений до 100 кв. м в городском фонде нет, то теперь у бизнесменов появился шанс на приватизацию 4,5 тыс. объектов. По сути, Собянин исправляет несправедливость, допущенную Лужковым по отношению к столичному бизнесу.
Для других регионов норма в 300 метров – стартовая, и только в столице власть делала все возможное, чтобы не выпускать недвижимость из своих рук, вынуждая арендовать ее, а не покупать. Аренда муниципальных помещений для малого и среднего бизнеса, правда, была льготной, раза в четыре ниже рыночной цены, поэтому Собянин своим недавним решением ее приподнял на 50% – до 1,8 тыс. рублей за квадратный метр в год.
Что касается того послабления, которое градоначальник сделал в отношении приватизации, то многие и его считают лишь обычной пиар-акцией, у которой не будет реальных последствий. «В Москве существует список помещений, не подлежащих приватизации, – утверждает Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – В него входят практически все арендуемые помещения. Поэтому хоть триста, хоть тысячу, хоть миллион метров на словах разрешат приватизировать – не имеет значения. Пока ты в списке – ты не имеешь права его выкупить. А этот список Собянин не отменил. К тому же на выкуп у бизнесменов есть год. Вряд ли многие успеют, даже если получат разрешение. Поэтому нынешнее нововведение Собянина – лишь косметическая мера, призванная продемонстрировать заботу о малом бизнесе».
А вот реальная забота малому бизнесу не помешала бы. Учитывая условия, в которых он тут существует, остается удивляться, как он вообще умудряется выживать? – однако выживает. «Я общаюсь с представителями малого бизнеса. Им надо ставить памятник при жизни, – считает Антон Беляков, депутат ГД. – Вот попробуйте в Москве какую-нибудь палатку поставить или в тендере каком-нибудь поучаствовать: на уровне управы, префектуры, мэрии. Вы сразу почувствуете, что в городе фактически нет свободного доступа к рынку.
Неприкосновенного права собственности тоже нет: рейдерские захваты, наезды властей – норма жизни. Программы помощи малому бизнесу – сплошная профанация. Налогообложение – только закручивают гайки. Помещение невозможно получить. Доступ к продукции на рынок затруднен. Количество проверяющих организаций неприличное. Реклама непрозрачна, нечистоплотна. Яркий пример – компания «Олимп» в Московском метрополитене, с которой я сейчас разбираюсь. И все эти препоны имеют место на фоне общегосударственных проблем. Я имею в виду развалины образования, убитое здравоохранение, коррумпированные правоохранительные органы, необороноспособную армию. Даже если в Москве реально возьмутся за дело – не может быть такого, что в столице будет оазис, а вокруг развал».
Еще об одной проблеме малого и среднего бизнеса, которая требует вмешательства государства, рассказывает экономист Алексей Луговских: «Центробанк по своему уставу должен кредитовать коммерческие банки. Вместо этого он предлагает им брать деньги за рубежом. Те берут, а потом выдают их в качестве кредитов нашим бизнесменам. А если ты брал деньги у зарубежных банков, то должен им и отдать. Чем, если денег не хватит? Приватизированными площадями, акциями. В итоге иностранные банки будут собственниками всех наших предприятий, всей промышленности, которая еще жива.
А Центробанк, если и готов дать денег нашим коммерческим банкам, то под огромный процент – 11–12%. Те, кредитуя малый и средний бизнес, еще и свою маржу добавят. Для сравнения: в США ставка 0,25%. То есть они кредитуют свой малый и средний бизнес на вольготных условиях, чтобы тот встал на ноги, имел фору при старте – не то, что у нас, когда гайки закручивают сразу».
«Незаметно, чтобы то, что делалось, – делалось с умом, – добавляет правозащитница Людмила Алексеева. – Несмотря на все заявления и благие намерения, число малых предприятий не увеличивается, а уменьшается. Неудивительно: на словах Собянин обещает поддерживать малый бизнес. А на деле киоски «Союзпечати» убрали из людных мест. И разместили там, где они не найдут покупателей».
Московские власти лучше бы знали, что именно нужно людям, если бы имели привычку их выслушивать, вникать в проблемы. Однако чиновники предпочитают спускать благодеяния сверху, вымучивая их в тиши своих кабинетов. Может быть, если бы предпринимателей спросили, то они предпочли вместо увеличения нормы приватизации до 300 кв. метров что-нибудь другое. Скажем, «окончательную бумагу, фактическую», которая делала бы право собственности хоть на помещения, хоть на бизнес – нерушимым.