Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 15(256) от 21.04.2011

Красный террор вернулся?

Храм Серафима Саровского, уничтоженный после революции, разгромили снова

, 18:36 , Обозреватель отдела Общество

За неделю до Пасхи неизвестные разгромили строящийся храм Серафима Саровского в Восточном Дегунине. Полиция приезжала трижды, но препятствовать не стала. Ущерб (400 тыс. рублей) понесла не Русская православная церковь, а местные верующие. Храм возводился силами жителей: стоимость строительства – 2 млн. рублей, помощь меценатов – 300 тыс. рублей, все остальное – средства самой общины. Активность верующих легко понять: в районе с населением в 100 тыс. человек до сих пор нет храма.

Храм решили построить на асфальтированной площадке парка Северные Дубки (поблизости располагалась часовня в честь Серафима Саровского, разрушенная после революции). Сбор документов во всевозможных инстанциях продолжался семь лет. В декабре прошлого года строительство наконец началось – и тут же прекратилось по требованию полицейских, которые пригрозили строителям «обезьянником». Полиция, как рассказывают местные жители, действовала по указке тогдашнего главы районной управы Руслана Хубиева.

Сразу после прекращения строительства последовали атаки на стройку со стороны неизвестных. Был избит сторож. Кое-как стройку удалось отстоять, глава управы сменился, однако обозначились другие противники храма: руководитель муниципалитета Людмила Кириллова и предприимчивый житель, который захотел открыть в парке шашлычную. Новая атака оказалась мощнее и организованнее предыдущих – каркас храма разрушен. Строить придется заново, с нуля.

«Район забросали листовками. Агитация против храма ведется нечестно. Собирая подписи, людей призывают «защитить парк от вырубки», хотя никакой вырубки мы не планируем. Храм уместится на краю асфальтированной площадки, – отмечает представитель общины Андрей Соболев. – Чиновники не провели публичные слушания по поводу размещения храма в парке. Вместо этого устроили слушания по поводу размещения церкви в неудобном месте – вплотную к жилому дому. Разумеется, жители высказались против. И на этой волне Л. Кириллова заявила, что храма не будет нигде, в том числе и в парке».

На совещании в префектуре Северного административного округа г-жа Кириллова сделала не менее громкое заявление: дескать, общественность района выступает против строительства. Чиновница сослалась на 500 человек – вероятно, на те самые подписи, которые собраны не против храма, а за сохранение парка. Про 700 подписей в поддержку храма она не упомянула.

«Спрашивается, что движет нашими противниками – корысть или искренние атеистические убеждения? Получилась гремучая смесь: нам противостоят и те и другие, – говорит А. Соболев. – Как было бы здорово, если б удалось направить энергию этих активистов против точечной жилой застройки, против строительства торговых центров. Но нет, в качестве оппонентов они выбирают православные общины. С коммерческими застройщиками не повоюешь – те отреагируют по-другому. Люди сложной судьбы нуждаются в противнике, причем мягком, – с ними все ясно. А вот позиция полицейских нас удивила. Впервые полиция не заняла сторону прихода».

Действительно, до сих пор аналогичные ситуации разрешались иначе – порой даже с «перекосом» в пользу РПЦ. Недавний пример – случай в подмосковном Троицке. Там было решено провести референдум по вопросу строительства храма, однако епархия, предвидя отрицательный итог референдума, попросила областное руководство вмешаться. Референдум отменили, участок отдали церкви. Когда жители начали препятствовать строительству, полиция и чиновники встали на защиту храма. Почему же в Восточном Дегунино все происходит наоборот?

«Играет роль наличие (или отсутствие) личных связей между священником и священноначалием. Также важно, кем инициировано строительство церкви – иерархами или жителями, – комментирует председатель комитета Мосгордумы по связям с общественными и религиозными организациями Антон Палеев. – Кроме того, главным московским иерархом является сам патриарх, у которого гораздо меньше времени для решения локальных вопросов, чем у главного иерарха Подмосковья. Поэтому в столице верующим надо действовать иначе – обращаться в орган представительной власти, то есть к нам. До разгрома церкви о ситуации в Восточном Дегунино ничего слышно не было, а теперь мы в курсе проблемы. Ответственно заявляю, что ее можно решить. Шашлычная – не аргумент против храма».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram