В минувшую субботу руководитель Департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян заявил: на базе всех 123 городских учреждений социального обслуживания начинают работу центры, где можно укрыться от жары и дыма. Москвичей заверили, что там им предложат насладиться прохладой от кондиционеров, выпить минералки или сока, при необходимости получить консультацию врача. Но обещаний чиновники, как это часто бывает, не выполнили.
Первые тревожные сигналы поступили в редакцию «АН» от посетителей портала «Аргументы.ру» (www.argumenti.ru). Размещенная там в воскресенье заметка об открытии центров моментально обросла комментариями возмущенных читателей. Они часами не могли дозвониться до учреждений соцзащиты в Академическом районе, Южном Бутово, Северном Чертаново, несмотря на то, что г-н Петросян объявил о работе центров в выходные дни.
«В Митино никто к телефону не подходит, – сетует в комментариях наша читательница Ольга. – А я хотела соседку, старую бабушку, ветерана войны, туда отвести. Хорошо, что не повела!»
Впрочем, как выяснилось, огульно обвинять сотрудников учреждений соцзащиты было бы несправедливо. О том, что Департамент решил позаботиться о горожанах, работники социальных служб в огромном количестве районов узнали… в воскресенье с утра. В это время, если верить главному «соцзащитнику» Москвы, центры уже должны были работать вовсю.
«Мы к работе в выходные не готовились, – рассказала сотрудница отдела кадров Комплексного центра социального обслуживания населения района Строгино. – В воскресенье утром мне позвонила наша заведующая с просьбой дать ей телефоны сотрудников, которых в срочном порядке вызвали на работу».
Тем не менее к началу этой недели почти все заявленные центры начали работу. Но, к сожалению, обеспечить равные для всех москвичей условия по спасению от жары у Департамента соцзащиты не получилось. Возможности социальных центров в разных районах Москвы различаются очень сильно.
Например, центр в Гольяново приглашает жителей пересидеть жару рядом с кондиционером в просторном актовом зале. К услугам тех, кто живет в Басманном районе, всего лишь библиотека, вмещающая максимум 15 человек. Наконец, в городе неожиданно обнаружились центры,
где нет ни кондиционеров, ни вентиляторов!
«У нас кондиционеры не предусмотрены даже для сотрудников, – говорит измученная работница «невезучего» центра в Новокосино. – Все, что я могу предложить приходящим, – это брошюрка с номерами «горячих линий», которые вечно заняты!»
В социальном центре района Первомайский кондиционеров не было никогда: спасали уютный двор и тенистые деревья. Однако от нынешней аномальной жары, к сожалению, они защитить не смогли. Несмотря на это в местной прессе и по ТВ прошли сведения об открытии центра.
«Перед людьми, которые пришли к нам через гарь и пекло, было очень неудобно, – говорит сотрудница социального центра Елена Федосова. – Сейчас мы написали письма во все возможные инстанции с просьбой купить нам кондиционер. Надеемся, что нас услышат…»
Позитивный аргумент
В некоторых районах Москвы у сотрудников управлений соцзащиты получилось оперативно отреагировать на капризы погоды. Как рассказала начальник отдела Управления по Юго-Западному округу Татьяна Борисова, все без исключения социальные центры округа уже в субботу начали работать в антисмоговом режиме и за первые два дня приняли более 400 человек. Все учреждения в полной мере обеспечены кондиционерами, вентиляторами, питьевой водой.
«В нашей работе практически ничего и не изменилось! – смеется Людмила Токарик, заведующая отделением дневного пребывания в центре социального обслуживания «Новокузнецкий» (Центральный округ). – Мы с самого начала жары активизировали все наши кондиционеры, подключили современную систему охлаждения воздуха. И если раньше принимали только жителей своего района, то теперь открыты для всех желающих».