Аргументы Недели → Город М № 31(221) от 12.08.2010

В пожарном беспорядке

, 16:52 , Обозреватель отдела Наука

Руководству Московской области в пожарном порядке нужны средства на тушение торфяников в Подмосковье. Губернатор МО Б. Громов попросил у федерального правительства 25 млрд. руб., но оно в обоснованности такой суммы не уверено. Нет единого мнения и у специалистов: сколько нужно денег, чтобы прекратить пожары, в сотни раз меньше или в десятки раз больше.

Оказывается, десятки миллиардов рублей нужны Б. Громову не для того, чтобы потушить пожары. А для того, чтобы подобная ситуация в Подмосковье не повторилась. Огромные площади области заняты торфяниками, и их необходимо обводнять, чтобы больше не было таких возгораний, как в нынешнем году.

– В пяти районах Подмосковья – Шатурском, Егорьевском, Орехово-Зуевском, Луховицком и Талдомском – торф добывается в промышленных масштабах. Но в последние годы собственники фактически забросили места
разработок и не предпринимают никаких мер пожарной безопасности, – заявил губернатор.

Однако пока руководство Московской области озвучило только сумму, но никакой конкретной программы по борьбе с торфяными пожарами не представило. Специалисты удивляются: к ним ни за советом, ни за расчетами никто не обращался. Директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, например, считает, что в этом году на борьбу с пожарами Подмосковью достаточно максимум 500 млн. рублей. И то, если эти средства выделят незамедлительно: «Тогда с помощью уже известных приемов гидромелиорации можно будет затушить основные, самые серьезные очаги торфяных пожаров в Подмосковье. Эти деньги реально освоить до конца ноября. Необходима нормальная программа по мелиорации земель. Если начать разрабатывать ее сейчас, с привлечением специалистов, то можно закончить к весне. Тогда и посчитаем необходимые средства. Пока же без программы, без привлечения ученых, сделать это нереально».

«Нынешнему» руководству области такие деньги доверить нельзя, – уверен Сергей Митрохин, лидер «Яблока».   То, что происходит, говорит о его полной профнепригодности. Да и прежние руководители ничего не делали с торфяниками, хотя проблема давно известна и можно уже было принять меры. А теперь говорят: давайте нам какие-то баснословные суммы, чтобы мы этим занялись...»

...Когда-то подмосковные торфяники уже пытались обводнять. Грибники и охотники до сих пор натыкаются на заросшие каналы, брошенные трубы, едва различимые колеи от тяжелой техники. После пожаров жаркого лета 72-го на мелиорацию Подмосковья были брошены значительные силы, включая войска. И потрачены большие средства: по некоторым данным, в пересчете на сегодняшние деньги – 500 млрд. рублей. Но череда дождливых лет погасила энтузиазм, и дело не было доведено до конца. Стало только хуже. Из многих болот ушла вода, они заросли кустарником и камышами, став миной замедленного действия для следующего экстремально жаркого лета.

И вот оно наступило. И превратило в дым и пепел уже десятую часть подмосковных лесов. Торф выгорает до самого слоя синей глины, на которой ничего не растет. И не будет расти еще долгие десятки лет! Сколько лесов потеряет Подмосковье, пока не кончатся жара и сушь? Страшно предположить. По некоторым прогнозам, затяжных дождей не будет до середины октября. При этом во многих районах области из колодцев уже ушла вода – с горизонта глубиной в 8–10 метров.

«Те, кто сегодня издевается над запрошенной Борисом Громовым суммой, не задумываются о том, где брать воду для тушения пожаров, – подчеркивает руководитель Партийной московской школы «Единой России» Владимир Поздеев. – Чтобы по-настоящему закрыть вопрос с пожарами, надо построить десятки плотин на реках, создавая водные аккумуляторы, просверлить тысячи скважин, очистить дно московских «морей», обмелевших до невозможности. Нужны сотни километров каналов, тысячи километров трубопроводов, перекачивающие станции. Тут не только 25 млрд., а и 250 мало будет! Москва и Московская область – это, по сути, территория номер один, где сохраняется наше российское национальное ядро. И оно в первую очередь должно быть благоустроено на самом высоком уровне. Чистота, национальные парки, лесопосадки, запасы воды... А то воду приходится таскать по воздуху, самолетами и вертолетами! Час полета тяжелого самолета стоит 25 тыс. долларов. Недавно нам сообщили, что самолет Бе-200 перевез и вылил 500 кубометров воды. Это смешно! Для такой ситуации нужны 50 тысяч кубометров!»

В Москве для тушения пожаров одновременно могут быть задействованы до шести вертолетов. «В последнее время им каждый день приходится подниматься в воздух, – рассказывает Инна Святенко, депутат МГД. – Нам бы еще четыре борта как минимум. Московская авиация вылетает и в Подмосковье. Поливали уже леса под Шатурой, под Ступино...»

Однако есть сведения, что особенно усердно проливают леса там, где ситуация сейчас самая безопасная, – на западе, в ближнем Подмосковье. Точнее вдоль Рублево-Успенского шоссе. Тофяников там нет, и сосновые леса могут загореться, только если обитатели здешних дач будут неосторожно обращаться с огнем. И пока в других районах области полыхают леса и горят деревни, на западе Подмосковья дождь устраивают для профилактики...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram