Правительство Москвы определило границы ряда архитектурных памятников истории и культуры. Значит ли это, что на обозначенном расстоянии от охраняемого здания будет запрещено вести строительство?
По информации Москомархитектуры и Москомнаследия, «зоны безопасности» утвердили для 292 объектов. В их числе павильон станции метро «Красные ворота», здание МГУ на Моховой улице, ряд старинных усадеб. Почти 90% строений расположены в пределах Садового кольца.
По словам экспертов, проделанная работа очень важна, но явно недостаточна. Как рассказал координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин, сейчас в Москве около 7 тысяч памятников архитектуры, которые должны иметь четкие границы. Но они есть примерно у половины объектов (с учетом тех почти 300, которые получили ее благодаря «свежему» постановлению). Столичные чиновники пообещали, что до декабря примут еще 10 похожих постановлений – и количество «ограниченных» в текущем году памятников дорастет до 1200. Правда, принцип выбора «счастливчиков» для внесения в эти нормативные акты не до конца понятен.
«Возникает ощущение, что здания подбирались бессистемно, без учета научной последовательности, – говорит Борис Пастернак, член общественного экспертного совета при главном архитекторе Москвы. – Гораздо полезнее было бы провести комплексную работу по единовременному утверждению границ всех без исключения памятников на конкретной территории – например, в пределах Садового кольца. Постановление напоминает единичную акцию, направленную скорее на демонстрацию заботы об историческом наследии, чем на реальный результат».
«Сейчас в список вошли только по большей части благополучные здания, – добавляет Р. Рахматуллин. – Дома, которые находятся под угрозой снятия охранного статуса, затронуты не были. С ними предполагается работать позже». Так что, видимо, трудности и конфликты еще впереди.
Впрочем, установка территории памятника еще не означает сохранность исторической среды. Документа, в котором была бы прописана методика определения границ, на сегодняшний день нет. В постановлении правительства Москвы, которое регламентирует выявление и охрану памятников, есть только расплывчатая формулировка, гласящая, что территория устанавливается в соответствии с историческими границами домовладения. Но сегодня рядом с охраняемыми домами появилось множество посторонних построек, которые в историческую среду не включишь. В результате территорию можно «ужать» едва ли не до стен здания. Кроме того, по словам Рустама Рахматуллина, из нормативных документов правительства Москвы очень сложно понять истинные границы таких зон. Графические планы, которые позволили бы наглядно представить картину, к документам не прилагаются.
Иногда границы утверждаются для зданий, вокруг которых уже не осталось исторического окружения. В одном из кварталов между станциями метро «Китай-город» и «Охотный ряд» чудом сохранился целый «букет» памятников: церковь Успения на Чижевском подворье на улице Никольской, ряд зданий в Старопанском переулке. Но, по словам общественников, район, где находятся эти памятники, сейчас полностью расчищен под застройку.
Другой яркий пример – усадьба Колычевых на Большой Никитской улице. Еще до момента определения границ руководство Московской консерватории, которой принадлежит здание, затеяло реконструкцию прилегающей территории. В частности, предполагалось переделать под библиотеку одно из стоящих рядом строений – Синодальный дом, в котором в XIX в. жили выдающиеся композиторы, авторы духовной музыки. К имеющим охранный статус памятникам здание не относится, но, по мнению экспертов, имеет все шансы этот статус получить.
«От дома хотели оставить две внешние стены, остальное заменить новоделом, – рассказывает участница движения «Архнадзор» Наталья Самовер. – Когда появился утвержденный вариант территории исторического памятника «Усадьба Колычевых», оказалось, что граница прочерчена ровно так, чтобы не мешать реализации задуманного проекта».
Работа по определению границ кажется бессмысленной и на фоне уже принятого Генерального плана столицы. Многие территории, которые сейчас вошли в границы исторических памятников, на нем определены как «зоны развития», в которых планируется новое строительство. Безусловно, федеральный закон о наследии выше городского Генплана. Но в то же время строительные интересы всегда имеют преимущество перед «охранными»…