Аргументы Недели → Город М № 27(217) от 15.07.2010

С нами едет ревизор

, 18:48

К турникетам в автобусах, троллейбусах и трамваях горожане давно привыкли. Тем не менее по салонам общественного транспорта по-прежнему ходят контролеры. Нередко под таким «прикрытием» скрываются мошенники, собирающие с москвичей незаконные штрафы. Да и на зарплату ревизорам уходит немало средств, которые можно было бы потратить с большей пользой – к примеру на новые автобусы. Есть ли смысл в «двойной защите»?

Как сообщили в ГУП «Мосгортранс», сегодня в час пик на столичные улицы выходит 5,8 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев. «Армия» контролеров насчитывает около 600 человек. При этом турникетами оборудованы все без исключения городские маршруты.

«Двойную защиту» в Мосгортрансе объясняют тем, что столичные пассажиры научились обманывать валидаторы: проходить через них вдвоем и втроем, использовать не принадлежащие им социальные карты. Выявить такие нарушения может только контролер. Но кто в этом случае поручится за честность и «подлинность» ревизоров? Ведь далеко не все горожане знают, что с ноября прошлого года контролер не имеет права штрафовать пассажира на месте. Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, которые были внесены Федеральным законом от 09.11.09 №249-ФЗ, ревизор должен предложить «зайцу» либо купить билет, либо покинуть транспорт. В случае отказа пассажиру выписывают квитанцию на 100 руб., которую необходимо оплатить в Сбербанке. Так что соблазн нажиться на впечатлительных горожанах у нечистых на руку контролеров очень велик. Например, месяц назад на одном из маршрутов близ станции метро «Полежаевская» пассажиры обратили внимание на странного «проверяющего», который собирал с безбилетников по 100 рублей, а после просьб предъявить свои документы быстро исчезал.

«Если следовать логике Мосгортранса, получается, что нужно содержать еще и команду тех, кто контролирует самих ревизоров и отслеживает появление фальшивых бригад, – комментирует Василий Тихонов, исполнительный директор Евразийского регионального офиса Международного союза общественного транспорта. – Однако столичные транспортники этим не занимаются. От возможного превышения контролерами своих полномочий москвичи сегодня не застрахованы».

«Мы проверяем только факт выхода сотрудника на работу, – подтверждает Вячеслав Колесников, сотрудник ГУП «Мосгортранс». – О нарушениях наших контролеров или появлении «чужаков» пассажиры должны самостоятельно сообщать в автотранспортные парки. В этом случае нарушители будут уволены, а информация о ложных ревизорах передана милиции».

«Вместо того чтобы спорить, что лучше – контролеры или турникеты, – следует стимулировать граждан оплачивать проезд! – считает Олег Бодня, эксперт в области общественного транспорта. – Чтобы москвичи привыкли покупать билеты, нужны не только «заградительные» меры», но и стремление сделать оплату проезда более удобной. Например, у нас сейчас единый проездной на все виды транспорта можно приобрести только на месяц. В Европе большим спросом пользуются единые билеты на разные сроки – от двух часов до десяти дней. Думаю, и москвичи с удовольствием покупали бы их. Но у нас, к сожалению, все делается для удобства транспортников, а не пассажиров».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram