Никита Михалков не отказался от идеи воздвигнуть в центре Москвы специальный дворец для проведения кинофестивалей. У городских властей для нового строительства нет ни места, ни денег в бюджете. А у столичной киношной общественности есть опасения, что помпезная недвижимость требуется для решения не столько творческих, сколько финансовых задач.
О том, что Москве необходим дворец кинофестивалей, Никита Сергеевич заявил дважды. Сначала на пресс-конференции, посвященной открытию 32-го ММКФ. Предположил, что новые стены будут привлекать гораздо больше гостей, чем нынче. Да и количество кинофорумов возрастет – их в столице будет не сотня в год, а гораздо больше, чем в Париже. А под занавес форума постановил: «Дворец необходим абсолютно»...
«В Москву приезжают мало звезд не потому, что в нем нет дворца кинофестивалей, а потому что фильмы, которые мы делаем, не всегда соответствуют международному уровню, – возражает Юрий Мацук, генеральный директор ООО «Кинокомпания Телефильм». – Когда количество лент перейдет в качество, наладятся нормальное производство и прокат – тогда к нам охотнее потянутся творческие люди и деловые партнеры».
Однако мысль о комплексе с залами на несколько тысяч мест греет сердца многих причастных к кинематографу людей. «Должно же с какого-то места прорастать российское кино, – говорит Олег Марусев, заслуженный артист России, кандидат философских наук, – а такого места сейчас в столице нет». «Каждый год мы делаем праздники «Ералаша» и утыкаемся в проблему маленьких залов, – сетует режиссер Борис Грачевский. – Можно строить и не в центре, как показывает успех «Крокуса», но строить нужно».
Зная пробивные способности Никиты Сергеевича, можно догадаться, что рано или поздно задуманное им строительство в городе начнется. «Вот только не превратится ли будущий дворец фестивалей в Дворец Михалкова? Раз средства будет выбивать этот человек, то он и станет этаким фейс-контролем на входе. Чтобы решать, какие форумы пускать туда, а какие нет, – уверен кинорежиссер Виталий Манский. – Поэтому необходимо сразу закладывать в устав проекта равенство возможностей, в том числе арендной платы для всех мероприятий, а не только тех, что курирует один человек. Пусть даже выдающийся кинематографист.
А кто же должен расплачиваться за амбициозный проект – государство или частные инвесторы, – большой вопрос. «В Москве на нужды кино каждый год тратится 1 миллиард рублей. Одна треть этой суммы идет на создание телефильмов. Остальное – на капремонт и переоборудование сети кинотеатров. Считаю, что в первую очередь надо восстанавливать и беречь то, что было создано раньше», – заявляет депутат МГД артист Евгений Герасимов.
Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин высказался резче: «Уши коммерческих интересов тут торчат очень высоко. Под предлогом проведения фестивалей появится очень жирный пирог для разного рода организаций. Недопустимо создавать ее на государственные деньги и к тому же на самой дорогой в России земле. И что конкретно собираются уничтожить в самом центре Москвы ради этого дворца, хотел бы я знать?»
Но пока этого не знает никто. Одни говорят о месте ЦДХ напротив парка культуры. Другие – о том пространстве Москворецкой набережной, где располагалась гостиница «Россия». «Это было бы идеально, – считает бывший депутат МГД поэт и музыкант Андрей Ковалев. – Больно смотреть, что там сейчас творится. А ведь вполне можно было обойтись реконструкцией «России». Там были прекрасные залы. Их финны строили на совесть. Достаточно было добавить современные звук и свет».
Реконструировать под статус дома кинофестивалей можно, например, кинотеатр «Октябрь» или «Пушкинский» – собственно, там сейчас и проходят показы. «Но, если бы был дворец, все происходило бы в одном месте, что гораздо удобнее, – уверен Виктор Матизен, секретарь Союза кинематографистов России, президент Гильдии киноведов и кинокритиков. – Однако строить обязательно в центре – чистое пижонство! Достаточно, чтобы рядом была станция метро. Лужков совершенно прав, когда говорит, что такое здание в центре в разы увеличит транспортную нагрузку».
Исторический момент
Двенадцать лет назад московские власти зарезервировали под дворец кинофестивалей почти 5 га на Коровьем Валу, возле здания МВД. Но позже аннулировали договоренность. Якобы Союз кинематографистов затянул процесс согласования документов.
В Союзе же уверены, что процесс затягивали московские чиновники, ссылаясь на транспортные проблемы. Так или иначе, пафосное здание площадью 60 тыс. кв. м у Садового кольца так и не было построено. Говорят, на него не сумели набрать необходимые 60–90 млн. долларов.