Депутаты столичной думы приняли в первом чтении законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов г. Москвы…». По задумке разработчиков, благодаря новому закону горожане больше узнают о работе местных чиновников.
По словам одного из разработчиков законопроекта, заместителя руководителя комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы Сергея Панова, новый документ должен дополнить нормы федерального закона о доступе к информации, который начал действовать с 1 января этого года. В частности, московский закон фиксирует, какая именно информация и в каком объеме должна доводиться до сведения горожан.
При этом перечень, приведенный в документе, исчерпывающим не является: органы власти могут принимать собственные решения об обнародовании тех или иных сведений. Также отдельной строкой прописаны способы доведения информации. Наряду с традиционными газетами и телеканалами там значатся официальные бюллетени, информационные киоски на улицах города, интернет-трансляции заседаний Мосгордумы. Документ впервые за всю городскую историю предусматривает право москвичей присутствовать на заседаниях столичного парламента (правда, депутаты пока не решили, как это можно организовать).
«Самая важная норма закона – закрепление права на доступ к первоисточникам информации (официальным документам), – говорит г-н Панов. – Мы впервые фиксируем принцип полноты информации. То есть госорганы должны будут публиковать документы полностью, а не в виде выдержек. Также вводится контроль за тем, чтобы предоставляемая информация была актуальной. Больше на сайтах органов госвласти не будут годами висеть недействующие нормативные акты».
«Проблема в том, что фраза «обнародование сведений» понимается чиновниками всех уровней слишком узко. А именно: как публикация официальных данных и размещение текстов нормативно-правовых актов, – считает Анастасия Пестова, эксперт Института свободы информации. – Гораздо нужнее были бы грамотные комментарии к законам, поскольку в тексте официального документа бывает очень нелегко разобраться».
По словам Пестовой, городские чиновники, скорее всего, будут по-прежнему обходить острые темы, пользуясь тем, что многие жители Москвы не знают о правах, которые дал им федеральный закон о доступе к информации. Сегодня это у них получается весьма успешно. Например, не так давно сотрудники Института свободы информации отправили запрос в Мосгорсуд с просьбой сообщить, сколько судебных процессов за последние несколько лет инициировал мэр столицы и куда были потрачены «отсуженные» средства. Ответ так и не пришел, хотя эта информация, по действующему законодательству, не только не является закрытой, но и подлежит официальному опубликованию. Вряд ли можно надеяться, будто новый закон что-то изменит.
Аргумент депутата
Галина Хованская, депутат Госдумы (фракция «Справедливая Россия»), бывший депутат Московской городской думы:
– Принятие такого закона – очень важный шаг. Хотя есть у документа и недостатки. К примеру, принцип актуальности сработал, только если бы разработчики предусмотрели публикацию всех без исключения законопроектов. Сейчас о непопулярных решениях горожане узнают тогда, когда изменить что-либо невозможно. Москва уже имеет подобный горький опыт в жилищной сфере. В течение последних пяти лет Департамент жилполитики вносил, а Мосгордума тихо принимала законы, ущемлявшие права москвичей на обеспечение жильем. Так что, по моему мнению, горожанам надо обеспечить не столько доступ к информации, сколько право ее обсуждения и, как следствие, возможность влиять на принятие решений.