С 7 июня по 2 июля в Московском метрополитене проводится охота на «зайцев». Заявлено, что смысл рейда не в наказании безбилетников, а в профилактике, поэтому его эффективность можно будет оценить только после завершения. Эксперты уже назвали эту операцию имитацией бурной деятельности.
На 65 самых многолюдных станциях к обычным 1–2 дежурным добавились еще 2–3. Это чоповцы, милиционеры, народные дружинники и сотрудники метрополитена. Они дежурят в часы пик, а на привокзальных станциях – с утра до вечера. Самых отчаянных «зайцев» это не останавливает – они умудряются проскочить даже через живой щит. Гнаться за ними нельзя: если во время погони «заяц» споткнется и повредит ногу, преследователям придется отвечать в суде.
В сутки на этих 65 станциях удается отловить 2 тыс. безбилетников плюс еще 2 тыс. по всему остальному метрополитену. Штраф составляет 100 рублей. Однако поправки в Кодекс об административных правонарушениях лишили контролеров права взимать его, оставив это дело только сотрудникам милиции. Соответственно, оштрафовать «зайца» может только та бригада дежурных, в составе которой есть милиционер. В других случаях «зайца» просто направляют обратно за турникет. Иногда нарушители реагируют дерзко, порой даже происходят потасовки – сотрудники метрополитена регулярно жалуются начальству на небольшие травмы.
Общее количество «зайцев» никто никогда не считал. «Нельзя сказать, что они приносят нам огромный ущерб. Скорее они нас раздражают, – признается зам. начальника службы контроля, начальник отдела противодействия нарушению правил пользования метрополитеном Александр Пронин. – Дополнительных средств на рейд не выделялось, поэтому мы частично изменили обязанности сотрудников – электромехаников, ремонтников, бухгалтеров, инженеров. Разумеется, они неохотно соглашаются на это. Мало того, что людей отвлекают от их обязанностей для выполнения неквалифицированного и неприятного труда, – им еще нужно являться на работу часом раньше. Мы можем поощрять людей отгулами на полдня, но только неофициально».
«Сотрудники метрополитена боятся возмущаться, – комментирует Светлана Падина, лидер профсоюза Московского метрополитена. – Этот рейд – имитация бурной деятельности. Гораздо более подходящий инструмент для борьбы с «зайцами» – ценовая политика. Мы вроде бы сделали шаг в этом направлении: чем больше поездок допускает билет, тем цена одной поездки ниже. Но пассажиров зачем-то обязывают использовать все поездки в определенный срок, поэтому такие билеты людям не нужны. И самое главное: прежде чем требовать от пассажиров оплаты проезда, метрополитену стоило бы привести стоимость своих услуг в соответствие с реальностью. По сравнению с заграницей цена проезда у нас завышена».
В среде транспортников-ученых проблему «зайцев» всерьез не рассматривают. «Мы относимся к этому философски. В любом процессе есть потери: в строительстве – потери материала, в хирургии – потери крови при операции, а у нас – ущерб от «зайцев». Это будет всегда, – говорит Александр Ледяев, проректор Петербургского государственного университета путей сообщения. – Увеличить штраф за проезд? Практика показывает, что это бессмысленно. Пустить по вагонам контролеров? Они не штрафуют людей, а собирают взятки. Наземный железнодорожный транспорт уже отказывается от них. Например, Октябрьская дорога, соединяющая Москву с Питером, уволила всех своих контролеров до единого».
Между тем бесспорно эффективное средство для борьбы с безбилетниками существует – это закрытые турникеты с высокими дверями. Перепрыгнуть через них по силам только спортсмену-легкоатлету. На некоторых станциях Московского метрополитена такие турникеты уже есть и хорошо себя зарекомендовали. Однако дешевле терпеть убытки от «зайцев», чем установить их на всех станциях. Так что делать это будут только по мере устаревания действующего оборудования.
Интересно, что во многих европейских странах (например, в Италии, Греции) турникетов в метро нет. Остается только мечтать о таком доверии, поскольку в России рассчитывать на добропорядочность пассажиров, увы, не приходится.