Аргументы Недели → Город М № 23(213) от 17.06.2010

Собрание редкостей

, 18:13

Столичные экологи закончили работу над вторым изданием Красной книги Москвы. Она должна послужить «охранной грамотой» для животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Кроме того, она показывает, как изменилось природное разнообразие мегаполиса за 10 лет, которые прошли с момента выхода первого издания.

В Москву вернулся «император»

Работа над вторым изданием преподнесла экологам множество сюрпризов – как грустных, так и радостных. Например, в категорию окончательно исчезнувших видов попала таежная птица рябчик, которую еще несколько лет назад можно было заметить в парке «Лосиный Остров». Кроме того, специалисты заметили резкое снижение численности бурых лягушек. Экологи считают это тревожным знаком: по климатическим признакам Москва становится похожа на полупустыню.

Впрочем, это не мешает появлению на территории столицы новых видов. Например, в пойме реки Лихоборки впервые за 120 лет отметили гнездование белой лазоревки – птицы, которая входит в общероссийскую Красную книгу. Список редких насекомых пополнила и стрекоза с величавым именем «дозорщик-император», которую не видели в городе с 1960 года.

По словам главного редактора Красной книги Москвы, заведующего лабораторией охраны природы города Всероссийского НИИ охраны природы Бориса Самойлова, информацию о редких видах для столичной Красной книги собирали не только ученые, но и рядовые горожане. «На специальном сайте москвичи размещали фотографии, на которых они запечатлевали, как им кажется, необычный для Москвы вид растения или животного, – говорит Самойлов. – Наши специалисты определяли, является ли этот вид редким. Горожане проявили большую активность: иногда по одному виду нам приходило до 50 сообщений».

Позитивный аргумент

Нужно отметить, что иногда городские чиновники считаются с выводами экологов. Например, при подготовке прошлого издания Красной книги выяснилось, что в городе почти исчезли жуки-бронзовики. Оказалось, что в этом виноваты частые санитарные работы в лесопарках – вывоз хвороста и рубка старых дуплистых деревьев. Дело в том, что именно там обитают бронзовики и многие другие насекомые. По рекомендации защитников природы санитарные «уборки» в лесах теперь проводятся реже. По словам специалистов, положительный результат налицо.

Стерилизованный город

Столичные власти стараются, чтобы Москва внешне походила на европейский город. Для этого осенью убирают опавшую листву из-под деревьев, следят за газонами. Все это достойно похвалы. Но заботы коммунальных служб, к сожалению, приводят к резко отрицательному экологическому эффекту и пополнению Красной книги видами, которые раньше редкими никто бы не назвал. Так, в новое издание пришлось заносить обыкновенных шмелей, которые практически исчезли из мегаполиса. Дело в том, что основные шмелиные кормушки – городские газоны с опыляемыми растениями – сегодня стригут почти «под ноль». По той же причине стали редкостью многие бабочки – даже обычные крапивницы и лимонницы.

«Шум косилок и их выхлопы губительны для насекомых, которые составляют важнейшее звено городской экосистемы, – говорит Ксения Авилова, руководитель Дружины охраны природы МГУ. – Может случиться так, что Красную книгу придется издавать в нескольких томах!»

«Московские власти, видимо, не знают, что жители европейских городов, некоторое время назад сделавшие природную среду практически стерильной, сейчас схватились за голову, – комментирует Галина Морозова, один из авторов Красной книги, сопредседатель Московской экологической федерации. – В настоящее время там лихорадочно пытаются восстановить в экосистеме хотя бы некоторые из огромного количества исчезнувших видов. Ничего не получается…»

По словам Морозовой, столице, к счастью, пока есть что беречь. Например, расположенные в лесных массивах уникальные болота, которые получают воду исключительно за счет осадков. Там встречаются растения, характерные в основном для тайги и тундры: клюква, голубика, «хищный» цветок росянка. Голландия в свое время осушила такие болота и теперь безуспешно борется за их восстановление. Экологи рассчитывают, что московские чиновники не будут повторять европейские ошибки в отношениях с природой.

Увы, надежда эта призрачна. Городские власти на словах признают важность Красной книги. Мэр Ю. Лужков в предисловии к первому изданию назвал ее «официальным документом и руководством к действию для всех городских служб». Во втором издании эта фраза, скорее всего, сохранится. Но выглядеть она будет издевательски: в недавно принятом Генплане Москвы площадь особо охраняемых природных территорий была уменьшена почти на 3 тысячи гектаров в пользу застройки…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram