В начале апреля руководство компании «Московские железные дороги» затеяло масштабный ремонт железнодорожного полотна на Ярославском направлении. С одной стороны, починке изношенных путей можно только радоваться. Однако для тысяч жителей Королева, Сергиева Посада, Пушкино, Фрязево дорога на работу в Москву и обратно превратилась в мучение.
Штурм электрички
Сейчас работы ведутся на участке дороги протяженностью 7 км – от Ярославского вокзала до пл. Лосиноостровская. Планируется полностью заменить шпалы на трех магистральных путях. Окончание ремонта намечено на конец июля. На этот период отменили около 80 поездов. Если учесть, что электрички на Ярославском направлении ежедневно совершают 270 рейсов, получится, что на линию не выходит каждый третий электропоезд!
Как сообщили в компании «Московские железные дороги», график отмен выстроен так, чтобы дискомфорт для пассажиров был минимальным. По словам представителя компании Владимира Мягкова, изменения затрагивают только промежуток с 9 до 16 часов, не вторгаясь в утренние и вечерние часы пик. Однако в действительности все совсем не так.
На стенде у касс на станции Болшево (г. Королев) объявление об отменах поездов по числу строчек может соперничать с расписанием. В рамки, которые обозначили в МЖД, отмены явно не помещаются. До 9 и после 16 часов снято как минимум по пять электричек. При этом, по словам пассажиров, верить написанному можно далеко не всегда.
«То, что электрички нет в списке отмененных, еще не гарантия, что она придет в назначенный срок, – говорит одна из пассажирок. – Часто о том, что ближайший поезд не пойдет, сообщает кассир при продаже билета».
Резкое уменьшение числа поездов привело к массе проблем. Во-первых, утром и вечером вагоны забиты до отказа. Во-вторых, те электрички, которые все-таки выходят на линии, почти всегда идут медленнее, чем обычно. Корреспондент «АН» убедился в этом на собственном опыте. Так, поезд от Королева до Москвы, «отчаливший» от станции Болшево в 8.45, вместо 40 минут ехал до Ярославского вокзала почти час. Оставалось только посочувствовать тем, кто в этот день опоздал на работу.
Автобусная альтернатива
Устав от сложностей с электричками, жители Подмосковья начали пересаживаться на автобусы и маршрутки. Однако, как выяснилось, с автотранспортом дела обстоят едва ли не хуже, чем с железнодорожным.
«Я вынуждена добираться с работы домой на автобусе, так как электрички теперь перестают ходить в 10 вечера, – говорит Нина Черновицкая, жительница г. Щелково. – Но, для того чтобы протиснуться в автобус, нужно простоять в очереди как минимум полчаса. Транспорта катастрофически не хватает!»
По словам Владимира Мягкова, компания «МЖД» проинформировала Министерство транспорта Московской области об отмене электропоездов на Ярославском направлении и попросила ввести дополнительные автобусы. Схема не нова: к примеру, именно так взаимодействуют московское правительство и метрополитен, когда определенные участки подземки закрываются на ремонт. Однако ни один дополнительный маршрут введен не был. «По нашим данным, пассажиры Ярославского направления в дополнительном транспорте не нуждаются», – заявили корреспонденту «АН» в министерстве.
«Беда в том, что механизм взаимодействия между МЖД и администрацией области сегодня полностью отсутствует, – комментирует Евгений Алексеев, эксперт-аналитик Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий. – В других регионах министерство транспорта и железнодорожники заключают специальный договор на организацию транспортного обслуживания населения. В нем фиксируются основные маршруты электричек, количество поездов, расписание движения. При наличии договора нельзя отменить ни одну электричку без согласования с региональным министерством транспорта и без организации компенсирующих маршрутов. Однако в Московской области такой системы нет, а региональное министерство транспорта даже не задумывается о ее введении».