Окрестности Покровки, Воронцова поля и Покровского бульвара просто очаровательны. Уютные кривенькие переулки, аккуратные старые домики, спокойная респектабельность.
Пешеходов здесь не обижают. Ходи, любуйся... А пешеходы этим пользуются – грех не полюбоваться на такую красоту.
Вот, например, милый особнячок в Подсосенском переулке, дом 21, строение 1. Двухэтажный зелененький, с масками, декоративными урнами, даже с атлантами. Его построил в конце позапрошлого столетия Дмитрий Чичагов. Интерьерами же занимался маститый архитектор – Федор Шехтель. Он же сделал и купол – ведь домиком владел известный старообрядческий купец Алексей Морозов. Разумеется, ему была нужна достойная молельня, которая и помещалась в куполе.
Дом был также знаменит морозовской коллекцией фарфора. Современники ее нахваливали, впрочем, не без шпилек. Один из них, к примеру, сообщал: «Несмотря на то что коллекция фарфора расположена в строгих однообразных шкафах красного дерева, в специально отведенных в морозовском особняке комнатах, лишенных какого бы то ни было уюта, с неприятно отвлекающими внимание ярко-золоченными люстрами, собрание все же производит большое впечатление».
После революции коллекция конечно же была национализирована, и бывший владелец остался при ней в управителях. Фактически в экскурсоводах.
Алексей Викулович еще при старой власти помышлял преподнести свое собрание общественности. Журнал «Русский библиофил» в 1913 г. интриговал жителей города: «По распространившимся в городе слухам, А.В. Морозов завещает свое собрание русских гравюр, миниатюр и лубка, а также фарфора, хрусталя и серебра русского производства громадной ценности в дар городу Москве, на создание музея его имени». Но Алексей Викулович не мог даже предположить, что все будет происходить столь унизительно.
Приходили пролетарии в музей фарфора, но глазели в основном не на кузнецовские тарелочки, а на затейливые интерьеры барского особняка. На бывшего барина, ныне поставленного на утеху им, великим пролетариям, водить экскурсии. Алексей Викулович злился, но расстаться с коллекцией не мог.
Особенно раздражало Морозова то, что он обязан был рассказывать о «революционном прошлом» этого особняка. Ведь именно отсюда в 1907 году с бунтарскими песнями вынесли в гробу Николая Шмидта, известного фабриканта-революционера. Он приходился дальним родственником морозовскому семейству.
Затем в особняке расположился музей мебели, позднее – профтехучилище («фарфоры» перевезли в усадьбу Кусково) и издательство «Наука». Но у истинных ревнителей московской старины домик в Подсосенском ассоциируется первым делом именно с Морозовым.