На сегодняшний день в Москве насчитывается примерно 50 тыс. подлежащих расселению коммунальных квартир. Около 20% из них расположены в Центральном округе. Городские власти уже не первый год заявляют, что в городе, а тем более в центре, общих квартир быть не должно. Тем не менее коммуналки в ЦАО как были, так и есть.
Как рассказала заместитель начальника Управления жилищной политики по ЦАО Татьяна Макаренко, в округе на данный момент разработана и действуют специальные программы по расселению коммуналок. Они реализуются в несколько этапов. Так, до 2014 года планируется обеспечить квартирами граждан, которые не приватизировали свои комнаты и стоят в очереди на жилье. Потом счастливыми новоселами станут очередники-собственники. В последнюю очередь нового жилья дождутся те, кто на очереди не стоит и занимает комнаты по договорам социального найма.
Свою работу на «коммунальном» поприще сами жилищники считают успешной. Например, по словам Макаренко, в течение 2009 года было ликвидировано 544 коммунальные квартиры. А число семей-очередников сократилось почти на 1,8 тысячи. Однако, хвастаясь достижениями, чиновники деликатно умалчивают о сроках расселения общих квартир.
Предшественник нынешнего префекта ЦАО Сергей Байдаков около полутора лет назад говорил, что «неправильных» квартир в центре не останется к 2015 году. Спустя некоторое время 2015 год в речах экс-префекта сменился на 2017-й. Нынешний префект Алексей Александров обещает избавить округ от коммуналок к 2018 году. Эти выступления доводят до отчаяния жителей квартир общего заселения, среди которых почти 5 тыс. семей стоят в очереди на жилье и дожидаются отдельных квартир по 15–20 лет.
«На самом деле в исчезновении коммуналок власти округа не заинтересованы, – уверена депутат Государственной думы Галина Хованская. – Главное для них – сократить жилищную очередь, чтобы претендентов на бесплатное жилье от города стало как можно меньше. На мой взгляд, отодвигание сроков можно расценить как способ слегка успокоить людей: мол, и до вас очередь дойдет, не сегодня, так завтра. А за это время чиновники будут уменьшать число очередников всеми правдами и неправдами».
По словам Хованской, чиновники не только не стимулируют исчезновение коммуналок, но и сознательно консервируют проблему, внося изменения в городское законодательство. Например, раньше жителя коммуналки нельзя было снять с очереди до предоставления отдельной квартиры. Сейчас такая возможность есть. Кроме того, три года назад власти ликвидировали статус долгожителя коммунальной квартиры. Его присваивали гражданам, не менее 40 лет прожившим в Москве и не менее 10 лет – в коммуналке. В Центральном округе, где расположено 90% так называемых старых коммунальных квартир, очень многие жители получали этот статус.
Факт «долгожительства» давал им право не только встать на учет, но и получить отдельное жилье в первую очередь. Сейчас эти граждане оказались последними в списке тех, кого положено расселить. Это связано с тем, что жителей коммуналок, которые очередниками не являются, отдельными квартирами будут обеспечивать самыми последними (в лучшем случае – в 2018 году). Многие ли «долгожители» доживут до такого счастья?
«В программе ликвидации коммунальных квартир очень сильна коррупционная составляющая, – подводит итог Владимир Кузнецов, глава Московской жилищной ассоциации. – Чиновникам ЦАО нужна проблема, на решение которой «сверху» будут регулярно поступать средства. Коммуналки подходят как нельзя лучше. Расселение общих квартир – социально значимый проект, на него денег не жалеют. А уж на то, как эти деньги будут «распиливаться», никто не обратит внимания».
Дополнительный аргумент
Несмотря на наказ мэра «не плодить коммуналки», московские жилищники (не только в Центральном округе) продолжают выдавать ордера на вселение в комнаты. Показательна в этом плане история москвички Татьяны Шалимовой. Ее семья проживает в коммуналке в аварийном доме на ул. Академика Королева. В очереди на улучшение жилищных условий Шалимовы стояли 10 лет. Однако чиновники Управления жилищной политики заявили, что прав на отдельную квартиру у семьи нет. После обращения в Мосгорсуд Шалимовым предложили переехать в крохотную коммунальную комнатушку в другом доме. В результате комнаты как вид жилья никуда не исчезают – напротив, их количество только увеличивается.