Улица Шаболовка на редкость мила. Вроде бы и не самый центр, а ощущение старой Москвы присутствует. Может быть, как раз из-за того, что центр - не самый. Не настолько лакомый кусок, чтоб все скупить и разломать.
Начать прогулку лучше от Октябрьской площади, или, точнее сказать, от проезда Апакова. Закончить же у главной достопримечательности улицы - так называемой Шуховской башни (Шаболовка, 53). Она находится как раз напротив станции метро «Шаболовская».
Шуховская башня была построена в 1922 году по проекту инженера В. Шухова и по указанию самого В. Ленина. Соратник вождя В. Бонч-Бруевич вспоминал: «Владимиру Ильичу не давала покоя мысль, что наши радиограммы перебиваются империалистами, - и он много раз возвращался к мысли построения в Москве мощной радиостанции, голос которой был бы настолько силен, чтобы он не мог перебиваться в соседних странах».
Ф. Коваль, комиссар строительства, писал: «Работа на Шаболовке велась спешно. Более ста рабочих с восхода солнца до темноты вдохновенно трудились над созданием башни. Двадцать верхолазов на люльках работали, в течение дня не спускаясь на землю.
В лютую зиму 1921 года при сильном морозе одежда верхолазов, находившихся на высоте от 25 до 150 метров, покрывалась слоем льда. Но они не прерывали своего труда».
Сообщение в «Рабочей газете» о начале вещания было сенсацией: «Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте! В воскресенье, 17 сентября в 3 часа дня по декретному времени на центральной радиотелефонной станции Наркомпочтеля состоится первый радиоконцерт. В программе русская музыка».
Башня вошла и в советскую прозу. Андрей Старцов, герой повести К. Федина «Города и годы», в частности, рассказывает: «И вот всего на этих днях, под Москвой, с Поклонной горы один приятель показал мне на новую радиостанцию. Башню выстроили во время революции. Она сначала обрушилась. Ее вывели снова... Волны ее достигают Америки.
- Знаешь, - сказал мне приятель, - мы теперь выстроим станцию, волны которой опояшут весь земной шар...»
Часть помещений студии на Шаболовке - корпуса дореволюционного Варваринского сиротского приюта. Основал его предприниматель А. Лобков, поднявшийся благодаря торговле, ростовщичеству и операциям с недвижимостью.
Один из его современников написал: «К более или менее благотворительным заведениям Замоскворечья, между прочим, принадлежит Варваринский сиротский дом, учрежденный А.И. Лобковым в память дочери его, г-жи Понырко; образование там ограниченно, воспитываемые девочки никуда больше не идут, как для домашней прислуги, и ничему не учатся кроме чтения и письма, но и за то спасибо». Вроде бы и похвалил, а вроде как и нет.