Уже 16 муниципальных образований Подмосковья из 89 перешли на новую модель местного самоуправления. В ближайшее время назначаемый сити-менеджер может заменить избираемого мэра и в других областных городах.
Мы давно привыкли к тому, что местные администрации в городах возглавляют мэры (их еще называют главами муниципальной исполнительной власти). И должность это выборная. Однако закон допускает иной вариант. Избираемый населением города мэр может возглавлять не администрацию, а местный законодательный совет. Администрацией в этом случае руководит назначаемый чиновник - так называемый сити-менеджер. Его кандидатуру выбирает и утверждает специальная комиссия. Две трети этой комиссии формирует местный законодательный совет, треть - областная дума по рекомендации губернатора.
При такой схеме мэр вроде бы остается хозяином, поскольку за него проголосовало население. Но административного ресурса у него больше нет. Все распорядительные функции выполняет назначенный чиновник, сити-менеджер, который лишь косвенно зависит от мэра. Получается, что бывшему городскому главе остается только контролировать работу сити-менеджера и его администрации, разрабатывать стратегию развития города, заниматься внешними связями, обеспечивать нормативно-правовую базу.
На бумаге выглядит красиво: мэр освобождается от текущих дел и целиком посвящает себя долгосрочным вопросам. А назначаемый сити-менеджер занимается рутиной и не боится принимать непопулярные решения. На такую схему организации местного самоуправления уже перешли 16 муниципальных образований Подмосковья - среди них Фрязино, Домодедово, Реутов.
Сейчас перед вопросом, какую схему выбрать, стоит подмосковный город Троицк. Депутат Троицкого совета Андрей Плодухин считает реформу инициативой сверху. «Неправда, что сити-менеджер не будет заниматься политикой! Так не бывает! - комментирует он. - В муниципальных образованиях, где принят такой устав, сити-менеджеры конфликтуют с мэрами. В федеральном законодательстве властные полномочия администрации прописаны лучше, чем полномочия совета». Поэтому избранный народом глава остается не у дел.
Как заявляет мэр Троицка Виктор Сиднев, реформа - шаг в сторону от единоначалия. Она обеспечит «защиту от дурака», усилит роль законодательного совета, коллегиальность самоуправления. По мнению В. Сиднева, совсем неплохо, что областные власти станут участвовать в выборе сити-менеджера. Это позволит укрепить связь муниципалитетов и центра, что особенно важно для дотационных образований. Реформа, кроме прочего, укрепит властную вертикаль.
«Уверен, реформа не нужна. Исполнительная и законодательная власть должны быть разделены, - считает Александр Наумов, зампредседателя комитета Московской областной думы по местному самоуправлению. - В модели заложено несколько конфликтов. Первый - между избранным главой и сити-менеджером, к которому переходит оперативное управление. Глава может назначать замов сити-менеджера, но сместить его сложно. В других регионах это случалось, но все-таки трудности возникают. Второй конфликт в том, что глава сохраняет за собой некоторые функции исполнительной власти. И этот глава возглавляет законодательный совет, который утверждает бюджет и контролирует его исполнение. Получается, исполнительная власть сама себя контролирует. То есть новая модель может привести как к самоуправству сити-менеджера, так и к самоуправству тандема сити-менеджера и главы».
Как считает эксперт Независимого института глобальной политики Наталья Зубаревич, «федеральные власти пытаются насадить эту модель по всей стране. Цель - усиление влияния в муниципалитетах. При старой схеме население могло упереться и выбрать «не того» мэра. Теперь оно может выбрать любого мэра, поскольку это не имеет существенного значения. Куда важнее, кто займет должность сити-менеджера. А в решении этого вопроса у Московской областной думы все козыри в руках. В муниципальные законодательные советы, как правило, избирается большинство депутатов от «Единой России». А это публика, управляемая на 200%. Потому Облдума без проблем сможет протащить на выборах своего сити-менеджера».
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров не видит в данной модели ничего плохого. «Это не назначение, а непрямые выборы, аналогичные выборам президента США. Моделей самоуправления в Европе существует огромное множество, в том числе и эта», - подчеркнул он. Но так ли независимо в России местное самоуправление, как в Европе? И не слишком ли второстепенна в нашей стране для такой модели законодательная власть?