Аргументы Недели → Город М № 6(196) от 18.02.2010

Тайны Мосводостока

, 19:32

Снег - зимой, дожди - летом, порою кажется, еще немного - и улицы скроются под водой. Чтобы этого не случилось, необходима огромная система водостоков. О том, как эта система работает и какие тайны скрывают московские коллекторы, сегодня нам рассказывает генеральный директор ГУП «Мосводосток» К.Р. ИШХАНЯН.

- Константин Рафаэлович, водосток - это прежде всего решетки, в которые стекает вода. А как быть зимой, когда снег эти решетки накрывает?

- Вот решетки как раз снег и не должен накрывать. Даже в морозы есть минимальный сток от талого снега, не говоря уже про период оттепелей. Поэтому лотковая часть дорог постоянно убирается дорожными службами и нашими сотрудниками с использованием спецтехники.

Раз уж мы заговорили о снеге, то должен напомнить, что снег утилизируют, доставляя его на снегосплавные пункты (ССП), а не сбрасывают в реку, как было в прошлом веке. У Мосводостока 13 ССП. Они перерабатывают 35 тысяч кубометров снега в сутки. И кстати, самый большой в городе снегосплав, на горячей воде ТЭЦ, тоже наш. Находится он в Бирюлево, и на его долю приходится треть от общего объема принимаемого нами снега.

Кроме того, зимой открывается сезон большой уборки 150 московских подземных рек и ручьев.

- Почему именно зимой?

- Потому что лето - пора дождей, и расход воды в коллекторах значительно возрастает, поэтому спускаться в подземелье в такие дни небезопасно. Другое дело зимой, когда город скован льдом. И хотя принято считать, что в России зима длинная, надо поторопиться, чтобы успеть за три месяца прочистить свыше 600 километров спрятанных в трубы речных русел диаметром от 1,2 до 5 метров. А это - тысячи тонн осадка и мусора. Да и работа эта не такая уж легкая. Есть колодцы глубиной более 18 метров. Да и трубы - это не галереи для прогулки, не всегда возможно по ним пройти из-за особенностей конструкций.

- Бывают ли исторические находки?

- Схронов и тайников с сокровищами на моей памяти не находили. А вообще интересные находки встречаются обычно во время строительных работ в центре. Это и изделия прошлых веков, и фрагменты утраченных строений, и посуда. Раньше вообще водостоки были выложены из дуба, а кое-где - из керамики.

- Какие ощущения испытываешь, оказавшись под землей?

- Противоречивые. Сначала - любопытство, но потом появляется естественное желание выбраться наружу. Прошли те времена, когда люди жили в подземелье. А вообще такие обходы руководителю необходимы: и с объектом знакомишься, и о проблемах сотрудников узнаешь из первых уст.

- Правду ли говорят знающие рыбаки, что на ваших очистных сооружениях рыба кишит?

- Это слегка преувеличено, но частичка правды в этом есть. Обычно попадание рыб в водоемы происходит естественным путем: водоплавающие птицы приносят на лапах икринки. Никогда не думал, что в очистных сооружениях есть рыба. Тем не менее это так. А если есть рыба, значит, есть и утки. И даже раки местами встречаются.

В 2008-2009 годах была проведена большая работа по очистке и реконструкции комплекса сооружений. Это было сравнимо с расчисткой авгиевых конюшен. Перевыполнили план не на 100 или на 200%, а гораздо больше. И рекам сразу легче стало, и очистные сооружения заработали на полную мощность, и качество речного стока стало лучше.

- Если в реке так много рыбы, значит, и вода в ней не такая уж плохая?

- Совсем не плохая для многомиллионного мегаполиса. У нас есть аналитическая лаборатория, которая берет воду из Москвы-реки и еще из 200 водоемов каждый месяц для гидрохимических анализов. Вода действительно стала лучше за последние годы. Мы укладываемся в санитарные нормативы. А требования по воде, между прочим, у нас в России очень жесткие.

- Кстати, что делает ваш флот зимой? Ведь Москва-река почти замерзла.

- Январские морозы сковали реку практически на всем протяжении, что бывает в Москве довольно редко. У нас в акватории остались дежурные мусоросборщики. Есть ледокол, который может в случае необходимости пробить дорогу в ледяных торосах. А вообще зима для флота - пора большой починки. Готовят суда для летней навигации, ремонтируют все - от корпуса до механизмов.

- Зима скоро закончится. Когда вы начинаете готовиться к паводку?

- Уже начали. Срок окончания работ - 1 марта. К этому времени необходимо обследовать водовыпуски в открытые русла рек и овраги, расчистить территории от скопления снега и мусора. В течение всего паводкового периода наши службы будут чистить водосточные сети, чтобы встретить весну во всеоружии.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram