Недавно в столичном правительстве обсуждали проект программы «Чистая вода Москвы», разработанный МГУП «Мосводоканал» по поручению мэра Ю. Лужкова. По словам авторов программы, главная ее цель - обеспечить каждого горожанина чистой питьевой водой. Достижение этой цели только на первом из двух намеченных этапов (2009-2012) потребует 16,1 млрд. рублей.
Вода новая, трубы старые
Значительное место в программе уделено проблемам очистки московской воды. Точнее, методам этой очистки. По словам профессора НИИ экологии человека и окружающей среды имени А.Н. Сытина Зои Жолдаковой, сегодня вода в столице была бы абсолютно безопасной, если бы не хлорирование, которое применяют на подавляющем большинстве водоочистных станций. Более прогрессивные методы (например, очистка озоном или фильтрование) используются лишь на некоторых станциях. В частности, на Рублевской и Западной. Станции с новым оборудованием сегодня составляют 22% от общего числа.
Как рассказала главный специалист Управления водоснабжения МГУП «Мосводоканал» Ольга Благова, все водоочистные установки будут оборудованы новыми системами только к 2020 году. Столь длительный срок связан с тем, что, согласно программе, установка фильтров будет совмещена с ремонтом трубопроводов. Износ водопроводной системы в столице сегодня составляет 59%. Понятно, что нецелесообразно тратить деньги на очистку воды, которая потом потечет по старым трубам. Поэтому «Мосводоканал» обещает к 2020 г. существенно уменьшить износ трубопроводов. Реконструировать будут в первую очередь самые проблемные участки.
«От станций с новыми системами водоочистки уже сейчас проложены новые трубы, - говорит Ольга Благова. - В дальнейшем внедрение систем очистки и замена труб будут идти параллельно».
Кроме того, перед «Мосводоканалом» стоит задача навести порядок в водоохранных зонах - на берегах хранилищ, вода из которых поступает московским потребителям. Сегодня в столице нет законов, которые позволили бы «Мосводоканалу» напрямую контролировать эти территории. На данный момент Мгуп может только отслеживать качество поступающей воды и в случае проблем сообщать об этом в Роспотребнадзор.
«Красноречивый пример - водохранилище на Захарковской пойме, от которого «питается» весь запад Москвы, - говорит Константин Захаров, член Московской экологической Федерации. - Там раньше даже было запрещено находиться. А теперь по берегам водохранилища возводят коттеджные поселки».
Генеральный директор МГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков заявил, что его организация планирует предложить депутатам Госдумы активно заняться разработкой сразу двух Технических регламентов - о безопасности питьевой воды и о безопасности сточных вод. Но ни суть этих регламентов, ни сроки их разработки МГУП и парламентарии пока не обсуждали. Поэтому не ясно, войдет ли туда пункт об установлении дополнительного контроля за местами забора воды.
Нездоровая монополия
Программа «Чистая вода Москвы» рассчитана на несколько лет. Однако пить чистую воду горожане хотят уже сейчас. Поэтому в столице полно фирм, которые устанавливают домашние фильтрационные системы. Их цена начинается от 7 тыс. рублей. Позволить себе такой фильтр могут не все. На форуме «Чистая вода» председатель Госдумы Борис Грызлов предложил выход из этой ситуации. Он считает: нужно проложить во все дома отдельную трубу. По ней будет идти специально очищенная вода, предназначенная только для питья. Но мэр Москвы заявил, что это экономически нецелесообразно и приведет к нерациональному использованию питьевой воды москвичами.
«Как потребитель могу сказать: было бы здорово иметь кран с питьевой водой у себя дома, - говорит Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Фонда «Института экономики города». - Но, боюсь, для столичного бюджета это слишком дорого».
Свой отказ от идеи третьего крана мэр Москвы объясняет кроме прочего тем, что, по стандартам, вся вода, текущая из кранов в квартирах, должна быть питьевой. В «Мосводоканале» утверждают: с водоочистных сооружений в трубопроводы уходит именно такая. Благодаря строгим нормативам по качеству она даже лучше европейской. Например, по тригалометанам (побочным продуктам хлорирования) российский норматив составляет 60 мкг/л, а английский - 100 мкг/л. Но из-за изношенных труб качество воды, доходящей до потребителя, не выдерживает никакой критики.
Странно, почему руководству «Мосводоканала» не пришла в голову идея потратить львиную долю бюджета программы на оперативный ремонт трубопровода, чтобы процент износа в ближайшее время был сведен к нулю? Это позволило бы решить проблему с качеством воды «в первом приближении». А потом уже менять хлорирование на озонирование и фильтрование. Тем более с помощью хлорирования тоже можно делать пристойную воду (она будет питьевого качества, хоть и не такая «идеальная», как после чистки более современными способами).
Обеспечивать горожан чистой водой МГУП не разрешает больше никому. Так, по мнению Дмитрия Гордеева, массовому появлению третьих кранов в городе способствовал бы карт‑бланш для малого бизнеса в «водной» сфере. Однако о малых предпринимателях, которые могли бы отчасти взять на себя ремонт труб, оснащение станций водоподготовки новыми системами очистки и установку третьего крана, в проекте программы нет ни слова. «Мосводоканал» дорожит своей нишей и никого туда не пускает. А значит, чистая вода в городе появится не так скоро, как могла бы.