С 1 января в столице, по традиции, подорожает проезд в метрополитене. Одна поездка в новом году будет стоить 26 рублей. Раньше проезд дорожал не так резко. Неужели Московский метрополитен настолько беден, что субсидий ему уже мало и он вынужден зарабатывать на пассажирах?
Цифры и факты
Как стало известно «АН», руководство метрополитена лоббировало даже более значительное подорожание - до 30 рублей. Подземщики обосновывали свои требования ростом тарифов на электроэнергию и снижением субсидирования со стороны федерального бюджета. Однако проследить, насколько справедливы эти доводы, почти невозможно. Опубликованные на официальном сайте www.mosmetro.ru данные о финансовой деятельности метрополитена не дают никаких конкретных сведений. Там нет абсолютных цифр доходов и расходов - только процентное соотношение различных видов прибылей и трат. Посетив сайт, можно узнать лишь о том, что почти две трети доходов в 2009 г. получены от перевозки пассажиров, одна треть - в виде субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на метрополитене. Совсем немного (4,4%) составляют «доходы от подсобно-вспомогательной, коммерческой и прочей деятельности».
«В уставе Московского метрополитена прописано, что компания должна приносить прибыль, - говорит Светлана Разина, лидер независимого профсоюза работников метрополитена. - ГУП сдает недвижимость в аренду, размещает рекламу - и это приносит большие деньги».
Посчитать реальный доход метрополитена можно только примерно. Попробуем это сделать на примере отчета о деятельности метро за 2008 г.: через турникеты прошли 1,9 млрд. «платных» пассажиров. Следовательно, на продаже проездных подземка заработала не менее 23 млрд. рублей. Еще 8 млрд. выделяется метрополитену из городского и федерального бюджетов в качестве компенсации за проезд 673,6 млн. льготников. Наконец, 45 млрд. руб. составили городские и федеральные дотации. Получается, что только на проездных метрополитен за год заработал 76 млрд. рублей.
Не приходится сомневаться и в том, что значительную часть заработка метрополитена составили доходы от размещения рекламы. По данным экспертов, долгое время «под землей» с рекламой работала только одна компания. Совсем недавно к ней присоединилась еще одна фирма, специализирующаяся на размещении баннеров на автоматах по продаже газет. Независимые эксперты приблизительно оценивают объем доходов двух компаний в 3 млрд. рублей.
Таким образом, выручка ГУП «Московский метрополитен» за 2008 г. составила по меньшей мере 79 млрд. рублей (не считая доходов от сдачи в аренду многочисленных киосков в подземных помещениях метро).
По словам Светланы Разиной, руководство метрополитена голословно заявляет о том, что повышение тарифов обоснованно. Если повышение объективно необходимо, то почему бы руководству подземки не доказать это, открыв цифры и «карты».
Аудит метро не навредит
То, что метро - доходный бизнес, некоторое время назад признал даже глава метрополитена Дмитрий Гаев. Ответ на вопросы:
«насколько доходный?» и «есть ли нарушения?» должна была дать аудиторская проверка. Ее недавно провело ЗАО «АКГ «Прайм Эдвайс» - питерская аудиторская компания. Однако представители ЗАО от разговора с «АН» уклонились. Сотрудник Департамента транспорта и связи Правительства Москвы Елена Крылова сообщила, что окончательные итоги проверки пока не подведены. Все это заставляет усомниться в объективности проверки. Доподлинно не известно, кто именно из заинтересованных лиц (сам метрополитен, столичный департамент транспорта и связи) финансировал аудиторскую проверку. С увереннностью можно сказать, что деньги шли не из бюджета.
«Финансировать аудиторские проверки проверяемый не должен, - уверен доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета Никита Кричевский. - В этом случае объективного аудита не получится, какой бы независимой аудиторская компания себя ни объявляла. У аудиторов будет заинтересованность в продолжении сотрудничества. Поэтому «грязное финансовое белье» наружу никто не вытащит».
По словам Кричевского, для получения объективных данных можно было бы привлечь к проверке Счетную палату. Как показывает практика, результаты аудита, проводимого Счетной палатой, еще ни для кого не были приятными. Пойдет ли на такой шаг руководство метрополитена - большой вопрос.
Дополнительный Аргумент
«На мой взгляд, метрополитен вполне мог бы вообще обойтись без повышения тарифов на проезд, - говорит экономист Никита Кричевский. - По моим оценкам, в стоимости проездного сегодня заложена накрутка в 15-20%. Ее вполне хватило бы на то, чтобы структурировать деятельность компании и направить часть высвобождающихся средств на инвестиции и развитие бизнеса».
Вагончик тронется...
Полное засекречивание информации о финансовой деятельности метро может привести кроме прочего к росту числа аварий. По словам сотрудников метрополитена, средств на ремонт подвижного состава выделяется явно недостаточно. Состояние поездов за последние годы стало катастрофическим. Ремонтировать вагоны, которые сегодня ездят по линиям, уже невозможно - их нужно менять. Однако вместо вагонов прежней конструкции в депо приходят новые вагоны «Русич», для которых не хватает запчастей. Например, в депо «Измайлово» один новый состав «Русич» на линию так и не вышел: его разобрали на запчасти для других вагонов!
«Я не исключаю, что деньги, выделенные на ремонт вагонного парка, просто перекидывают на достройку новых станций, которые положено сдать в срок, - рассуждает Светлана Разина. - Руководство мелочно экономит на всем, и в первую очередь на зарплатах сотрудников».
Система оплаты труда в метро действительно такая, что не позавидуешь. Заработная плата работников складывается из окладов по тарифной ставке, а также премий и надбавок за ночные смены и другие особые условия труда. Постоянная и премиальная части примерно равны друг другу. По словам Разиной, такая система позволяет держать работников в строгой узде, угрожая понижением заработка за малейшее проявление недовольства. Так, машинист с 16-летним стажем, работающий на маршруте один, получает 40-42 тыс. рублей. И половину зарплаты у него можно снять на законных основаниях.
Члены профсоюза поднимали вопрос о том, чтобы оклад составлял 90-95%, но им отказали. При этом информация о том, какие оклады и премии получает руководство, от рядовых сотрудников засекречена. Как и вся остальная финансовая информация о деятельности Московского метро.