Аргументы Недели → Город М № 48(186) от 03.12.2009

Дороги пойдут напролом

, 18:31

На днях Правительство России и Правительство Московской области подписали документы, касающиеся двух самых масштабных дорожных проектов Подмосковья: Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург. Экологи расценили эти решения как приговор зеленому поясу Москвы. Если планы властей будут реализованы, леса в Подмосковье практически не останется.

Скандалы вокруг трассы Москва - Петербург не утихают с 2006 года. Тогда жители Химок и Химкинского района впервые услышали о том, что по проекту дорога должна пройти через Химкинский лес - крупный зеленый массив, прилегающий непосредственно к границам Москвы. Члены инициативной группы вели неустанную работу, доказывая, что строительство дороги убьет подмосковную экологию. Но недавно все надежды окончательно рухнули. Был подписан указ о переводе части территории Химкинского леса в категорию «земли транспорта и промышленности». Это означает, что начало строительства трассы посреди лесного массива - дело решенное.

«Мы предлагали властям альтернативный проект - строительство трассы параллельно Октябрьской железной дороге, - говорит Евгения Чирикова, инженер, руководитель движения «В защиту Химкинского леса». - Кроме того, мы выступали за то, чтобы на лесных отрезках дороги возводили эстакады и тоннели. В этом случае деревья не пришлось бы губить. Такой опыт уже есть: еще в советские годы общественность выступила против строительства трассы через Серебряный Бор, и дорогу пустили по тоннелю. Я лично принимала участие в его проектировании. Но сегодня слушать нас никто не стал».

По словам Евгении Чириковой, основным инвестором проекта выступает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Президент ЕБРР Томас Мирроу заявил, что будет вкладываться в проект, только если не потребуется значительных затрат. Рубить дорогу через лес значительно дешевле, чем возводить эстакады и тоннели. Видимо, именно этим и руководствовались власти, подписывая приговор Химкинскому лесу.

Между тем деньги, вложенные в трассу, инвесторам необходимо «отбить». Поэтому вдоль дороги очень быстро появятся торговые центры, логистические комплексы, бензоколонки, предприятия фастфуда. Возле эстакады или тоннеля магазины не построишь. Причем дорога в плотном кольце инфраструктуры моментально превратится во второе Ленинградское шоссе, которое сегодня забито в любое время суток. Не меньше нареканий вызывает и проект Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Завершение проектных работ и начало строительства планируется только в 2012 г., но страсти кипят уже сейчас. Еще в 2005 г. экологи предупреждали, что прокладка 8-полосной трассы серьезно навредит природе области. Проектировщики искали компромисс как могли. Однако все усилия были сведены на нет свежими постановлениями Правительства Московской области. Согласно им, по обеим сторонам от ЦКАД отводится по 3 км для создания дорожной инфраструктуры, да и сама дорога несколько меняет свою траекторию.

«Изначально предполагалось, что ЦКАД пройдет по «бетонке» (Малому Московскому кольцу), - рассказал член Московской экологической федерации, кандидат биологических наук Константин Захаров. - Это всех более или менее устраивало. Но дорога, описанная в разработанном проекте, совпадает с «бетонкой» всего на 40%. В основном трасса пройдет по лесным массивам и сельскохозяйственным землям. В результате строительства дороги область потеряет 100 квадратных километров леса!»

«Мы думали не только о деревьях, но и о людях, которые из-за стройки потеряют садовые участки и дома, - парируют в ОАО «ЦКАД», которое отвечает за строительство трассы. - За каждый участок, попадающий под ЦКАД, приходится выплачивать компенсацию владельцу. Из-за таких выплат проект дороги «стоит» на 20% дороже, чем изначально рассчитывалось».

В ОАО «ЦКАД» категорически отвергают информацию о зоне отчуждения в 3 км, говоря лишь о положенной защитной полосе около дороги - по 150 м с каждой стороны. Но при этом подтверждают, что на ЦКАД должны переехать почти все складские комплексы, которые сейчас находятся на Московской кольцевой дороге.

«Опасная особенность проекта ЦКАД еще и в том, что дорога должна пойти по центральному Подмосковью, где антропогенная нагрузка на природу и без того очень высокая, - добавляет Константин Захаров. - Это значит, что воздействие дороги будет еще сильнее, чем если бы трасса шла по менее заселенным территориям. Экологи уже обращали внимание на усыхание деревьев вдоль МКАД. Леса вдоль Центральной кольцевой дороги ждет то же самое».

Дополнительный аргумент

Экологи бьют тревогу преждевременно, - говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - На ЦКАД сейчас нет денег ни в областном бюджете, ни в федеральном. Проект оценен в 1 миллиард рублей. Думаю, такие средства не найдутся даже к 2012 году. На участок обычной дороги в обход Одинцово длиной всего в 20 км деньги искали 4 года! Что уж говорить про ЦКАД длиной в 500 километров».

Читайте также: Михаил Бекетов "Химкинский лес приговорен?"

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram