Утро. Электричка, движущаяся в сторону Москвы, заполнена до отказа. Сквозь толпу пробираются вежливые люди в форме, говорят «доброе утро» и требуют билет. Это контролеры ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Им предъявляют билеты или просто купюру достоинством в 50 рублей. Взамен выдается или не выдается (на усмотрение пассажира) квитанция. Контролеры идут дальше. Полтинники меняют владельцев...
- Я готова покупать билет, чтобы каждый раз не унижаться перед контролером. Но у нас на станции Сушкинская касса открывается только на месяц-два летом. Где мне взять билет? - говорит молодая женщина.
На подмосковных железных дорогах масса станций, на которых кассы всегда закрыты. Либо касс там нет вообще. Так, билет нельзя купить на стации Золотово (рязанское направление), Трехгорка, Часовская, Портновская (белорусское направление) и т.д. «Кассы на некоторых станциях закрываются из-за низкого пассажиропотока», - прокомментировали в офисе Московской железной дороги (МЖД). Однако уточнить критерии, позволяющие судить о «низкой загрузке» станции, не смогли.
На самом деле превращение добропорядочных граждан в «зайцев» выгодно компаниям, которые обслуживают пассажиропотоки на железных дорогах. Билет, приобретенный у контролера, обходится на 20-50 рублей дороже, чем проездной документ, купленный на станции. Эта наценка называется «налогом за обслуживание», который идет в доход транспортной компании.
«Мы работаем над тем, чтобы обеспечить каждого контролера переносной кассой, позволяющей выписать пассажиру билет прямо в поезде, - комментируют в МЖД. - Если гражданин вошел на станции, где касса закрыта, с него не должны брать налог за обслуживание. Кроме того, планируется размещать на станциях с низким пассажиропотоком электронные терминалы, торгующие билетами.
Однако на большинстве станций их нет. Переносная касса для контролера, по данным «АН», стоит в среднем 4000 руб. - смешные деньги для железнодорожных компаний. Тем не менее контролер с «ручной» кассой редкость. Несмотря на декларации МЖД о защите прав пассажиров, живущих на «бескассовых» станциях, уже объявлено о том, что сбор за покупку проездного документа у контролера повышается на большинстве направлений до 50-100 рублей. Одновременно с этим с нового года возрастет и стоимость проезда на электричках.
ть билет, чтобы каждый раз не унижаться перед контролером. Но у нас на станции Сушкинская касса открывается только на месяц-два летом. Где мне взять билет? - говорит молодая женщина.
На подмосковных железных дорогах масса станций, на которых кассы всегда закрыты. Либо касс там нет вообще. Так, билет нельзя купить на стации Золотово (рязанское направление), Трехгорка, Часовская, Портновская (белорусское направление) и т.д. «Кассы на некоторых станциях закрываются из-за низкого пассажиропотока», - прокомментировали в офисе Московской железной дороги (МЖД). Однако уточнить критерии, позволяющие судить о «низкой загрузке» станции, не смогли.
На самом деле превращение добропорядочных граждан в «зайцев» выгодно компаниям, которые обслуживают пассажиропотоки на железных дорогах. Билет, приобретенный у контролера, обходится на 20-50 рублей дороже, чем проездной документ, купленный на станции. Эта наценка называется «налогом за обслуживание», который идет в доход транспортной компании.
«Мы работаем над тем, чтобы обеспечить каждого контролера переносной кассой, позволяющей выписать пассажиру билет прямо в поезде, - комментируют в МЖД. - Если гражданин вошел на станции, где касса закрыта, с него не должны брать налог за обслуживание. Кроме того, планируется размещать на станциях с низким пассажиропотоком электронные терминалы, торгующие билетами.
Однако на большинстве станций их нет. Переносная касса для контролера, по данным «АН», стоит в среднем 4000 руб. - смешные деньги для железнодорожных компаний. Тем не менее контролер с «ручной» кассой редкость. Несмотря на декларации МЖД о защите прав пассажиров, живущих на «бескассовых» станциях, уже объявлено о том, что сбор за покупку проездного документа у контролера повышается на большинстве направлений до 50-100 рублей. Одновременно с этим с нового года возрастет и стоимость проезда на электричках.
Справка
С 20 ноября в наземном транспорте запрещено взимать штраф за безбилетный проезд. Это связано с принятием поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Из кодекса исчезла статья, которая наделяла контролеров предприятия правом взимать штрафы на месте совершения административного правонарушения. Теперь при обнаружении в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая безбилетника контролер обязан в тактичной форме попросить его оплатить свой проезд. Или выйти на ближайшей остановке. Если пассажир категорически откажется оплачивать проезд или покидать салон транспортного средства, контролер не сможет применить к нему силу или иные методы физического воздействия.