На днях Правительство Москвы утвердило Программу развития потребительского рынка на 2010-2012 годы. Чиновники собираются наводнить город дешевыми товарами и услугами, а также обещают поддержку предпринимателям.
По мнению разработчиков программы, сильнее всего жители столицы страдают от отсутствия предприятий эконом-класса: магазинов, кафе, фирм бытового обслуживания вроде ателье и химчисток. «Кризис только начался, дна еще не видно. А это значит, что потребность населения в недорогих товарах и услугах будет только расти», - говорит Владимир Локтев, начальник управления развития потребительского рынка Департамента потребительского рынка Москвы. Удовлетворить такую потребность, считают в Департаменте, должен малый бизнес. В частности, предлагается развивать сеть комиссионных магазинов, активнее проводить ярмарки «выходного дня», строить больше кафе быстрого питания.
Также в программе есть пункт о борьбе с объектами нецивилизованной торговли. Под ними подразумевают продовольственные рынки и киоски в подземных переходах и возле метро. Впрочем, с киосками власти готовы на время смириться. «К сожалению, мы из-за кризиса вынуждены наложить временный мораторий на закрытие киосков. Но они существуют только как замена пока не построенным объектам цивилизованной торговли», - заявил руководитель Департамента потребительского рынка Владимир Малышков.
В ведомстве уверены, что ларьки и торговые ряды на рынках надо заменять стационарными торговыми комплексами. Но такой подход явно не сочетается со стремлением развивать в городе бизнес «эконом-класса». Далеко не все из тех, кто раньше торговал в киосках, «потянут» расходы на аренду торговых мест. Кроме того, подросшая арендная плата непременно скажется на ценах.
«Строительство стационарных торговых комплексов - это очередное ограничение для бизнеса под благовидным предлогом, - уверен Вадим Новиков, старший научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. - На самом деле и продавцов, и потребителей заставляют платить городу лишние деньги за то, что товар продается в красивом месте. Заботой здесь и не пахнет».
«Количество киосков, на мой взгляд, нужно только увеличивать! - добавляет Роман Жигульский, член оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок». - Если их число будет расти, цены снизятся благодаря конкуренции, а предприниматели получат дополнительный стимул для развития бизнеса. В Москве этого почему-то не понимают. Такого количества гипермаркетов в черте города нет ни в одной цивилизованной стране!»
Чиновники Департамента заявляют о серьезной поддержке тех объектов потребительского рынка, которые получат аккредитацию в Правительстве Москвы и будут включены в ряды «социальных». В городе уже есть подобные предприятия - социальные продовольственные магазины. Планируется, что к ним добавятся хозяйственные магазины, мастерские и парикмахерские. Г-н Малышков пообещал, что в ближайшие несколько лет в столице появится 500 таких фирм.
«Социальность» заключается во взятом на себя обязательстве держать цены на уровне ниже среднегородских и предоставлять дополнительные скидки по «Социальной карте москвича». Получить аккредитацию просто - достаточно заявить о своем желании в Департамент потребительского рынка и ежемесячно отчитываться о том, что цены на установленный правительством перечень товаров и услуг не растут.
Программа обещает «меценатам» привилегии - например, выплату компенсаций из городского бюджета. Тем не менее существует серьезная вероятность, что все меры поддержки так и останутся декларацией. Правдоподобность такого сценария демонстрирует нынешнее положение социальных магазинов («АН» подробно писали об этом в №42 от 22.10.09). Никаких льгот те, кто получил аккредитацию, сегодня не имеют.
Тем предпринимателям, которые не захотят аккредитовывать свои фирмы, Правительство Москвы также обещает поддержку. Правда, о конкретных действиях в программе нет ни слова... «Если правительство заинтересовано в понижении цен на товары и услуги в Москве, оно должно создать удобные условия для бизнеса, - констатирует Наталья Чудакова, член правления Всероссийского объединения предпринимательских организаций «Опора России». - Пока для малого бизнеса в столице в этом направлении не сделано ровным счетом ничего».