Московское правительство предлагает доработать Земельный кодекс РФ. Предлагаемые поправки позволят изымать землю у промышленных предприятий, если они используют ее не по назначению или вовсе не используют более двух лет.
Эту идею на днях озвучил руководитель Департамента земельных ресурсов города Виктор Дамурчиев. Немалые по столичным меркам территории, которыми владеют промпредприятия, давно уже стали лакомым куском для московских властей. Это их последний плацдарм для масштабного строительства дорогостоящих жилых и офисных квадратных метров. Но по существующему законодательству просто взять и отнять такие земли пока нельзя - многие из них приватизированы предприятиями, то есть являются их частной собственностью, защищенной Конституцией.
В докризисные времена московские власти делали упор на заботу об экологии и предлагали работающим заводам покинуть город на этом основании. Сегодня, когда многие производства встали, их осуждают за «нецелевое использование» земли. Если поправки примет сначала Мосгордума, потом Госдума, предприятию достаточно будет двух лет простоя, чтобы лишиться своего участка земли.
Факты сдачи площадей в аренду под офисы и под склады тоже могут стать поводом для изъятия собственности. «Столичные предприниматели должны работать эффективнее, чтобы экономика Москвы развивалась и в кризис, - подводит теоретическую базу под поправки депутат МГД Андрей Метельский. - Если город не получает эффекта от работы какого-то производства, зачем оно здесь вообще нужно? Необходимо принять закон, с помощью которого частная неэффективно управляемая земля могла бы перейти в государственную собственность».
Тем, кто нужен и эффективен (с точки зрения московского правительства), оно обещает и защиту, и льготы. А тем, кто в обойму не попал, грозит «выселение» с уведомлением за год. Предусмотрен и компромис-
сный вариант - частичное изъятие земли. «Надо будет просто сузить производство до оптимального размера», - предлагает В. Дамурчиев.
«Нельзя рассматривать это как экспроприацию, - предостерегает депутат МГД Иван Новицкий. - Да, это силовое действие. Но «лишенцам» будем давать компенсацию либо предоставлять альтернативную площадку. Причем я считаю, что государственные нужды должны быть обоснованы очень подробно, особенно в московском законодательстве. Чтобы под видом изъятия не происходила передача земли от одних собственников к другим при посредничестве столичного правительства. Чтобы на освободившейся земле не велась коммерческая застройка, а только социальная. Кстати, такую поправку Дума до сих пор не приняла».
Сейчас авторы поправок обещают, что меры по изъятию земель не коснутся тех предприятий, которые испытывают временные трудности в связи с кризисом. «Если из-за нынешних проблем цех закрылся и там временно разместили склад - это не значит, что его сразу отнимут, - убеждает депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов. - Только если в ходе проверки выяснено, что весь завод давно простаивает, рабочие уволены, а внутри размещен центр развлечений для какой-нибудь диаспоры. Вот тогда и возникает вопрос об изъятии земли и закрытии завода с последующим выставлением этого участка на аукцион».
То, что земельный участок будет использоваться в дальнейшем для производственной деятельности, у многих вызывает большие сомнения. Действительно, где московские власти найдут сразу столько эффективных собственников, способных развернуть бурную деятельность в опустошенных цехах? Кто даст гарантию, что собственники не будут исключительно «своими», а потому заведомо «эффективными»? Схема ведь известна: по документам для «своих» происходит изменение цели землепользования (процедура чисто бюрократическая, а потому для кого-то может быть и формальной). И на бывшей территории завода воздвигается очередной офисный или жилой комплекс.
Будут ли у предприятий шансы устоять против такого давления обстоятельств? «Будут. Как у комара против локомотива, - ответил на это один предприниматель. - Москва напоминает станок, который печатает конвертируемый квадратный метр недвижимости. Как может предприятие на такой дорогой земле рассчитывать на какое-то снисхождение, испытывая временные трудности? Кто будет ждать, пока оно пойдет в гору?»
Сильные сомнения вызывает и размер компенсации. «Практика показывает, что никто, кроме верных московскому правительству фирм, адекватной компенсации не получает, - говорит предприниматель Роман Жигульский. - Обычные собственники вряд ли чего добьются. Если землю изымут, особенно трудно будет получить компенсацию малому бизнесу».
Размер компенсаций по идее должны рассчитывать специальные оценщики. Нанятые московскими властями, они, безусловно, будут исключительно справедливы... Опытные люди уже предвидят огромное количество исков к властям - если поправки в Земельный кодекс относительно изъятия земли у промпредприятий все же будут приняты Госдумой.