Аргументы Недели → Город М № 44(182) от 05.11.2009

Храм нежной Мадонны

, 13:36

Станция «Третьяковская» очаровательна своей классической московской суетой - озорной, торговой, эпатирующей. Стоит только выйти из метро - сразу перед глазами множество палаток, магазинчиков и ресторанчиков. А свернешь на запад, перейдешь Ордынку - и увидишь тихий храм. Подобные контрасты тоже в стиле Москвы.

Церковь Всех Скорбящих Радости (Большая Ордынка, 20) построена в два этапа. Колокольня и трапезная возведены в 1791 г. по проекту архитектора В. Баженова, а алтарная ротонда с куполом построена в 1833 г. по проекту архитектора О. Бове.

Впервые храм на этом месте упоминается в 1571 году. Он, правда, тогда назывался иначе - Варлаама Хутынского. Но в 1688 г. Москва была потрясена событием, которому сразу присвоили почетный статус чуда. От находившейся в той церкви иконы Всех Скорбящих Радости исцелилась вдова Евфимия Аникеева, сестра патриарха Иоакима. Не ходила, не ходила - а тут вдруг встала и пошла (по другой версии - исцелилась от незаживающей раны в боку). Таким образом, храм получил свое новое имя - по чудотворной иконе.

Храм этот пользовался репутацией неоднозначной. Мемуаристка В. Харузина писала: «На четырехугольных колоннах висели картины, писанные «итальянской» манерой. Эти картины встречали осуждение как со стороны тети, так и Анны Мартыновны. Тетя не видела в них икон, Анна Мартыновна осуждала в них манерность. И я холодно и ожесточенно гляжу на нежную Мадонну, склонившуюся над Младенцем, критически говорю себе, что Моисей, спускающийся с горы Синай со скрижалями в руках, должен быть иной. Холодом веяло от этой картины, а лучи, испускаемые лицом Моисея, напоминали опять-таки рога и, признаюсь, безотчетно пугали». И многие верующие, осуждая «красивых Мадонн» из церкви Всех Скорбящих Радостей ходили в маленькую церковь Покрова на Малой Ордынке.

В 1930-е церковь закрыли. К счастью, разместился здесь запасник Третьяковской галереи, и, разумеется, искусствоведы и научные работники старались сохранить доставшийся им памятник архитектуры. И уже в 1948 г. на волне послевоенного патриотизма храм вновь был освящен. В скором времени благодаря своему регенту Н.В. Матвееву он сделался своего рода культурным центром для интеллигенции Москвы. Особенно для тех жителей города, которые неравнодушны к музыке. Он собрал прекрасный хор и устраивал своего рода «тематические выступления». В частности, в дни рождения Рахманинова и Чайковского здесь исполняли литургии именно этих авторов. Послушать певчих храма на Ордынке забредали в том числе люди совершенно нерелигиозные. Многие через это приходили к вере.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram