В московском Театре им. Пушкина решились на поступок: воплотили на сцене сложнейшую «Федру» Марины Цветаевой, пьесу, браться за которую режиссеры не решались уже много лет. Последний раз ее делал Роман Виктюк для Аллы Демидовой, а после него - никто.
И вот француз Лукас Хемлеб, ставивший в разное время не только Цветаеву, но и Мандельштама, и поэтов-обэриутов, показал свою версию, постаравшись соединить холодную отстраненность формы и головокружительный чувственный жар, заложенный в цветаевском тексте.
С поэзией у российского театра непростые отношения. Нет традиции исполнения. И драматургия стихотворная по большей части отлеживается в сундуках. Поэтому попытка Пушкинского театра впечатляет. Несмотря на отдельные недостатки получившегося спектакля, он стоит внимания.
Художник Марина Филатова возвела на сцене конструкцию из досок, сложенных под причудливыми углами, по которой перемещаются персонажи. Сразу становится понятно: земля расходится у них под ногами, никакой устойчивости, все зыбко и страшно. Словно по мосту над бурной речкой идут, не зная, что впереди: прочный берег или неудержимое падение в пропасть.
Каждый герой вынужден сам, в одиночку, справляться со страстями, сжигающими нутро: любовью, местью, яростью. Статная эффектная Федра (Татьяна Степанченко), обезумев от своих чувств к красавцу Ипполиту, в буквальном смысле себя не помнит. Стремление обладать вытесняет из помутившегося сознания все остальное. И задумчивый гордый Ипполит (Алексей Франдетти) дрогнет, поддастся ее порыву, прежде чем отвергнуть. А она, услышав жуткое - «гадина!», просто упадет, не вскрикнув, как сломанная ветром ветка. И накрывающая затем сцену тень дерева, ставшего последним пристанищем Федры, красноречивее любых действий передаст близость смерти.
В спектакле практически полностью убрана вертикаль, то есть взаимодействие «земля - небо, люди - боги». Получилась в первую очередь человеческая история. О людях, не сумевших понять друг друга. А взаимная глухота, нежелание чувствовать, тщетный поиск взаимопонимания - очень современные мотивы.