Аргументы Недели → Город М № 43(181) от 29.10.2009

Роскошь для Чехова

, 19:33

Путешествие по Трубной улице, бывшей Грачевке, - занятие увлекательное. Здесь, как ни в каком другом месте, видно Москву современную - странную и многоликую. Здесь перемешаны и старые московские дома, и новые сооружения, и старые, но до неузнаваемости отреконструированные постройки. Сегодня это, безусловно, один из элитных районов.

Даже не верится, что некогда, до революции, Трубная улица считалась местом неблагополучным. И это еще мягко сказано. Дешевое и скверное жилье, обилие жалких публичных домов, криминал самого разнообразного свойства...

Самым знаменитым жителем этой клоаки был Антон Павлович Чехов, в то время начинающий писатель. Именно здесь он отпраздновал свой литературный дебют. В 1880 г. в юмористическом журнале «Стрекоза» вышел первый рассказ Антона Павловича. Назывался он «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху».

Произведение это - памятник жизни деревенской. Однако в нем достаточно убогости, проистекавшей из окружавшей молодого врача убогой обстановки. Чего стоят хотя бы измышления помещика о том, что человек не мог произойти от «обезьянских племен мартышек орангуташек», потому что в этом случае цыгане водили бы людей по ярмаркам и показывали бы за деньги. Или же мысли о том, что зимний день короче летнего, потому что при охлаждении все тела сжимаются. В том числе и день. Только со временем в чеховскую прозу вошли дамы с собачками и вишневые сады.

Антон Павлович был новичком в Москве. Он жил в доме 23 по Трубной улице вместе со своей семьей, приехавшей из Таганрога несколько пораньше. В то время на этом участке были два двухэтажных строения. Одно - из камня и дерева, другое - полностью каменное. Последнее дошло до наших дней, правда, в сильно измененном виде.

Этот дом был роскошью для Чеховых. Раньше семейство проживало в тесном подвале на той же Трубной улице. Мария Павловна, сестра Антона Павловича, писала в мемуарах: «Мы переехали на новую, более просторную квартиру в доме Савицкого, на улице Грачевке, ближе к Трубной площади. Жить нам стало значительно легче. Помимо двух пансионеров, привезенных братом, у нас появился еще один - Николай Иванович Коробов. Особенных доходов они нашей семье не давали, но благодаря им у нас появилась лучшая квартира и лучше стало наше питание. Четыре молодых жизнерадостных студента сразу внесли бодрую струю в жизнь семьи. Вновь в доме зазвучали смех и шутки, тон которым, как всегда, задавал Антон Павлович».

Так вот и жили - в тесноте, да не в обиде.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram