Аргументы Недели → Город М № 43(181) от 29.10.2009

Подорожает ли жизнь после смерти

, 19:25

Минфин предлагает: семьям погибших в результате аварий пассажиров любого вида транспорта - от трамвая до авиалайнера - выплачивать компенсацию в два с лишним миллиона рублей. Если эту инициативу поддержат и депутаты, цена билета на городском транспорте возрастет как минимум на рубль.

Точная оценка жизни пассажира, с точки зрения Минфина, - 2 250 000 рублей. Сейчас подобные суммы могут получить только семьи погибших авиапассажиров. Цена их билета включает страховку, по которой выплачиваются соответствующие компенсации. В стоимости билетов городских автобусов, маршруток, столичного метро страхового взноса пока нет. Кстати, о маршрутках - здесь страховка точно бы не помешала.

«Именно в этом виде транспорта в Москве наибольший травматизм и минимальная ответственность, - говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - Что сейчас происходит в случае аварии такси, принадлежащего транспортной фирме, условно говоря, «Рога и копыта?» Скандал, судебное разбирательство. При этом фирма перерегистрируется в «Рога и копыта - 2» - и уходит от ответственности. А водитель отвечает перед законом как владелец обычного легкового автомобиля. Поэтому по отношению к наземному транспорту я целиком поддерживаю готовящийся закон. Зато для метро он категорически неприемлем. Там другая специфика, и давно уже разработан регламент безопасности. Узнав о таких выплатах, бомжи (а может, и другие малоимущие граждане) начнут на эскалаторах ноги ломать, тем самым нарушая нормальную работу транспорта».

А взносы за тех, кто покалечился, будут платить те, кто пока цел и невредим. После принятия закона стоимость билета на городской транспорт вырастет на 1 рубль. На пригородный - до 2 руб., на междугородний - от 8 до 12 рублей. Причем у пассажиров не будет права выбора, платить им страховку или нет (в отличие, например, от пассажиров железнодорожного транспорта).

«Я хотела бы подчеркнуть: сами тарифы на перевозки не увеличиваются, - объясняет Анна Мартынова, начальник пресс-центра Федеральной службы по тарифам России. - Речь идет о надбавках к ним. В данном случае - на страхование. Но в результате финальная цена проезда, конечно, возрастет. Окончательно размер страховой премии будет установлен Минфином».

Беспокоясь о семьях погибших и пострадавших, чиновники не подумали о прочих гражданах, по кошельку которых серьезно ударит это нововведение. Как будто за страховку больше некому заплатить! Есть же транспортные компании, которые владеют средствами передвижения повышенной опасности? Почему бы не возложить ответственность на них?

«Не справедливее ли брать деньги с того, кто виноват в происшествии, в результате которого пострадал человек? - вносит свое предложение Юрий Свешников, председатель Московского транспортного союза. - Вот реальный пример. Бензовоз нарушил Правила дорожного движения и въехал в автобус, погибли 22 человека. Если бы предложенный Минфином закон уже действовал, страховая компания автобуса выплатила бы около 50 миллионов рублей. А страховщики владельца бензовоза (при доказанной вине водителя) - 160 тысяч рублей по ОСАГО. Перекос очевиден! Необходимо постепенно повышать страховые компенсации по ОСАГО. Это позволит защитить всех - не только пассажиров общественного транспорта. Сегодня жизнь человека, погибшего в ДТП, стоит 160 тысяч рублей. За пару лет эту сумму можно увеличить до 500 тысяч».

Было бы неплохо, если бы в городской сфере транспортных услуг забота о пассажирах, погибших в ДТП, стала традицией. И денег за традицию с пассажиров, кстати, брать не надо. «Был такой случай: вертолет потерпел аварию, и отлетевшая от винта лопасть пробила охотничий домик и убила отдыхавшего там топ-менеджера очень крупной столичной компании, - рассказывает генеральный директор страховой компании AirClaims (CIS) Валерий Постников. - Транспортная компания сразу предложила страховку 40 тысяч долларов. Но эта история повернулась иначе: компания, в которой работал топ-менеджер, сама выплатила семье погибшего пособие 1,5 миллиона долларов и взяла на себя обязательство внести средства за образование детей своего бывшего сотрудника».

Пока страховые надбавки к тарифам в законопроекте окончательно не определены. Все, кого он непосредственно коснется, предчувствуют, что этот спорный закон ждут сложности и множество поправок.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram