Первые социальные магазины стали появляться в городе в 2004 году. Их отличительной чертой должны были стать сниженные цены на определенный перечень товаров (в него входит 35 наименований) и дополнительная 5%-ная скидка на эти товары по социальной карте москвича. Взамен бизнесменам предлагали снизить на 50% плату за аренду муниципальных помещений и обещали компенсировать половину трат на электроэнергию. Однако льготу по оплате электроэнергии отменили через два года. Муниципальные площади быстро закончились, и предприниматели остались со своими благими намерениями один на один.
«Мы от социального статуса отказались, - говорит Ольга Чистова, бухгалтер бывшего социального магазина в Западном округе. - Слишком много обязательств и никакой поддержки. Нам сейчас постоянно звонят из управы, предлагают снова стать социальным магазином. Но мы и не думаем соглашаться».
По словам Чистовой, социальный статус накладывает массу обязательств, которые порой очень трудно выполнять. Например, магазин должен был к праздникам (таким как День пожилого человека, День инвалида, День Победы) формировать бесплатные подарочные наборы. Также у магазина имелась негласная обязанность привозить определенные продукты по просьбе ветеранов и пенсионеров. «К нам ходили люди, которые просили привозить им по килограмму сыра определенного сорта раз в месяц, - рассказывает Чистова. - И таких просьб было с десяток. Ни один поставщик бесплатно по два килограмма сыра в месяц нам возить не будет. А пенсионеры чуть что бежали жаловаться в управу».
Социальный магазин ООО «Бизнес-проект» у м. «Павелецкая» работает уже пять лет. По признанию сотрудников, работать довольно сложно, так как поставщики сегодня существенно завышают цены. Помощи «сверху» опять же никакой. Как рассказала Татьяна Цветкова, замдиректора магазина у м. «Павелецкая», в управе про них вспоминают раз в месяц, когда от магазина ждут сводку по ценам на 35 социальных наименований. Правда, иногда в управе «подсказывают», у каких поставщиков лучше закупать товар. Но следовать этим советам не всегда получается: по словам сотрудников магазинов, бывает так, что цены у них выше, чем у тех, с кем сотрудничали раньше.
«Мы теряем статус социальных, сами того не желая, - добавляет Екатерина Боровикова, товаровед продуктового социального магазина у м. «Павелецкая». - Например, напротив нашего магазина находится «Седьмой континент». Они берут большие партии товара и имеют возможность продавать какие-то продукты по сниженным ценам. Например, у них существует договоренность с Лианозовским молочным заводом. В результате получается абсурдная ситуация: к нам приходят пенсионеры и кричат, что мы совсем обнаглели - мол, в «Седьмом континенте» молоко и то дешевле, чем у вас!»
«Если программа открытия социальных магазинов продолжит свое существование в том же виде, что и сейчас, она обречена на провал, - подводит итог Наталья Чудакова, член правления Всероссийского объединения предпринимательских организаций «Опора России». - Ставка на альтруизм должна подкрепляться действенными мерами. На мой взгляд, резервы для поддержки у правительства Москвы есть. Например, городской бюджет вполне потянул бы льготы по коммунальным услугам. Если ничего не сделать, кризис «выкосит» даже самые стойкие социальные магазины».
Аргумент Управы
По словам ведущего специалиста отдела потребительского рынка Управы района «Кузьминки» Ирины Архиповой, социальные магазины для предпринимателей выгодны только тем, что благодаря низким ценам привлекают постоянных покупателей, которые обеспечивают стабильный спрос. «Мы помогаем бизнесу тем, что активно делаем таким магазинам рекламу. Например, можем пригласить кабельное телевидение на открытие магазина, - добавляет Архипова. - Другая поддержка, к сожалению, в компетенцию управы не входит». Немудрено, что такой подход сказывается на темпах открытия магазинов. В тех же Кузьминках за последние полгода появился всего один.