Аргументы Недели → Город М № 42(180) от 22.10.2009

Между сауной и пивным рестораном

Почему объявления о публичных слушаниях прячут от горожан?

, 19:44

Согласно статье 68 Градостроительного кодекса Москвы, управа обязана оповещать жителей о проведении таких мероприятий. Но, как показывает практика, «оповещение» чаще всего сводится к крохотной бумажке на доске объявлений в подъезде или на наружной двери.

«Я живу в районе Вешняки. Когда были слушания по Генплану в июле этого года, объявление на двери подъезда провисело один день, - рассказывает Михаил Бутримов, руководитель городского общественного движения «Мой двор». - Увидел его утром, а к вечеру оно было сорвано. Больше никакой информации не появлялось. Причем не удивлюсь, если это - дело рук дворников ДЕЗа, которые сняли объявление по требованию начальства».

Иногда чиновники размещают приглашения на слушания в местных газетах - но так, что эти объявления без лупы не прочтешь. Например, когда в Химках проходили первые публичные слушания по вопросу строительства через Химкинский лес трассы Москва - Санкт-Петербург, объявление было набрано самым мелким шрифтом и помещено на последней странице, между яркими рекламными объявлениями сауны и пивного ресторана. «В результате на слушания пришли немногочисленные жители попадающего под трассу поселка в Химкинском районе и один химчанин, который высказался «за», - рассказывает руководитель инициативной группы «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. - К счастью, нам удалось признать итоги тех слушаний недействительными. Борьба за Химкинский лес продолжается до сих пор».

По словам Бутримова, чиновники, как правило, проводят слушания в будний день, в 17-18 часов. Многие из тех, кто хотел бы участвовать в обсуждении, к этому времени не успевают вернуться с работы. В результате собираются исключительно «нужные люди». Подобным образом чиновники префектуры Юго-Восточного округа в прошлом году едва не протащили проект строительства так называемых рабочих городков. Этаких «гетто» посреди жилых кварталов, где должны были селить работающих на местных стройках мигрантов. Из-за неудобного времени многие жители на слушания не попали, по проекту дано положительное заключение. Активистам «Моего двора» пришлось долго обивать пороги, прежде чем чиновники отменили свое решение.

За организацию публичных слушаний в столице отвечают чиновники из управ. Правда, как рассказал заместитель главы управы района Марьино Владимир Марков, их функция сводится к организации слушаний и отправке протокола в администрацию округа.

«Если жители недовольны, мы рекомендуем им писать обращения в окружную комиссию, - говорит Марков. - Нельзя сказать, что к людям там не прислушиваются. Так, совсем недавно марьинцам удалось отбиться от строительства четырехэтажной парковки по программе «Народный гараж» на ул. Верхние Поля».

Увы, не на всех слушаниях дела обстоят столь благостно. Неделю назад в Химках прошло обсуждение проекта высотной гостиницы на берегу канала им. Москвы. Известную химкинскую активистку Евгению Чирикову на публичные слушания не пустили - объяснив это тем, что она, хоть и проживает в Химках уже 12 лет в собственной квартире, прописана в Москве.

«Зато привезли полный автобус каких-то незнакомых теток, которые кричали о том, что гостиничный комплекс высотой в 20 этажей в водоохранной зоне им жизненно необходим, - рассказывает Чирикова. - Когда слово пытался взять кто-то из химчан, выступающего тут же заткнули. Ведущий делал вид, что ничего не происходит. Заключения по этим слушаниям мы пока не видели, но в любом случае борьбу не прекратим».

«Все москвичи в глубине души понимают, что от них вообще ничего не зависит. Это, кстати, подтверждает и явка на выборы в Мосгордуму, - подводит итог психолог Дмитрий Синарев. - Публичные слушания в Москве проводятся не для людей, а для чиновников, которым нужна очередная «разрешительная» бумажка».

Дмитрий Синарев, комментируя психологический аспект проблемы, не удержался и рассказал свою историю на эту тему: «У нас в Зеленограде недавно построили стадион. На этом месте раньше был пустырь, где парковали машины местные жители. Теперь автомобили разогнали по дворам, а стадион стоит полупустой. Гораздо логичнее до начала строительства спросить у горожан, что они хотят видеть на этом месте. Большинство наверняка высказались бы за цивилизованную парковку. Но я уверен, что проект строительства ни с кем не обсуждался». Думается, своя история про то, как его не спросили, есть у каждого москвича.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram