Федор Иванович Шаляпин прославился не только своим редким голосом, но и лихим нравом. До 1917 г. распевал «Дубинушку» в московских ресторанах. А после, напротив, проявлял недовольство советским укладом. Поэтому с властями он конфликтовал всегда. Кроме того, Шаляпин - автор одной эпатажной фразы. Якобы когда Федора Ивановича звали выступать на благотворительных концертах, он отказывался со словами: «Даром только птички поют». Случалось, Шаляпин прерывал концерт и требовал, чтобы из зала вывели того или иного слушателя, - певцу казалось, что его слушают недостаточно внимательно. За талант ему прощалось многое.
Проживал этот удивительный человек с 1910 по 1922 г. здесь, на Новинском. Московский особняк Шаляпина, к счастью, дожил до наших дней. Хотя был построен еще до войны с Наполеоном. Дочь певца Ирина вспоминала: «Уютный и складный был наш домик, и его усиленно стали посещать многочисленные друзья и знакомые Федора Ивановича». У Шаляпина дома бывали Рахманинов, Горький, Поленов, Куприн. И уж, конечно, гости не сидели тихим образом, а веселились кто во что горазд. Пели, декламировали и устраивали розыгрыши. И в напитках себе не отказывали.
Федор Иванович частенько жертвовал своими комнатами для совсем незнакомых людей. Например, в Первую мировую войну он тут открыл на собственные средства госпиталь. И конечно, пел перед солдатами. А в 1918-м устроил «Маленькую студию», впоследствии переименованную в Шаляпинскую.
Но вскоре власти сами стали поставлять Шаляпину соседей. Поэт Скиталец вспоминал: «Национализированный дом был полон «жильцами», занявшими все комнаты по ордеру. Самого его (то есть Шаляпина) я нашел наверху, на площадке лестницы мезонина. Площадка старого московского дома была застеклена и представляла что-то вроде сеней или антресолей. Вместо потолка - чердак. Топилась буржуйка... «Невзирая на свое природное гостеприимство, артист не выдержал и отправился на заграничные гастроли. С которых уже не вернулся в Россию.
В 1957 г. у входа в это здание установили бюст Шаляпина из белого мрамора. В 1988 г. особнячок отреставрировали и открыли в нем музей певца. На радость многочисленным его поклонникам и любителям московской старины.