Аргументы Недели → Город М № 39(177) от 01.10.2009

Опрокинутый супник

, 19:23

Первый цирк на этом месте открылся еще до революции и был известен как цирк Саламонского. Это, между прочим, «ленинское место». Основатель большевизма был тут летом 1918 года. Он приезжал сюда не клоунов смотреть, а напутствовать мобилизованных на фронт жителей Бутырского района. Но тех срочно отправили на пожар вдруг запылавшего склада у станции Симоново Московско-Казанской железной дороги. Ильич их так и не дождался и отправился в Лефортово напутствовать лефортовских мобилизованных.

А в 19-м году было образовано объединение «Союзгосцирк». И главным цирком стал опять же бывший цирк Саламонского. По мнению Чехова, это здание напоминало тогда опрокинутый супник.

До революции здесь пользовался потрясающим успехом клоун Танти, выступавший с дрессированной свиньей. Газеты писали: «На 17 апреля будет фигурировать на скамье подсудимых... известный клоун г. Танти. Дело это возбуждено его сожительницей, кастеляншей Варшавского дворца г-жею Криштофович, требующей содержания для своего ребенка, явившегося результатом шалостей клоуна». Суд приговорил обоих к церковному покаянию, а клоуна - еще и к алиментам. Свинью же Танти продал за большие деньги на съедение купцам.

А секретарь В. Гиляровского Н.И. Морозов описывал невероятный номер, показанный в цирке Саламонского дрессировщиком А. Дуровым: «На арену вышел Дуров с гусем на руках. Он поставил своего ученика на барьер, покрытый малиновым бархатом, и тот затопал по нему вразвалку, направляясь к креслу, занятому высшим начальником. Каждый из зрителей, не сводя глаз, с напряженным вниманием наблюдал за «ученой» птицей. Гусь остановился именно против кресла генерал-губернатора и отвесил ему первый поклон. Взрыв аплодисментов и хохота потряс стены цирка. Гусь отвесил второй поклон. Снова бурные рукоплескания. Наконец третий. В этот момент к нему подоспел Дуров, взял его на руки».

Сам же дрессировщик объяснял это невиданное чудо: «Начал я дрессировку с того, что под барьер, против вашего кресла, поставил гусиную кормушку. Всякий раз, когда гуся нужно было кормить, я ставил его на барьер и вел до того места, где был корм. С течением времени он привык к порядку кормления. Перед представлением гусь некоторое время голодал, и, когда во время сеанса я поставил его на барьер, проголодавшаяся птица, естественно, с особой охотой затопала к своему корму. Но кормушка заранее была убрана. Гусь опустил голову и с удивлением поднял ее. Получился первый поклон. Гусь снова опустил голову в надежде утолить голод, но напрасно - получился второй поклон. После третьей попытки поужинать он был снят мною с барьера».

Да, гениальное, как всегда, просто.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram