«ЕдРо» в полете
Один из макетов агитлистков у «Единой России» сделан в форме детского бумажного голубка. Как складывать - для особо одаренных обозначено пунктиром. Депутат МГД Андрей Ковалев пробовал голубков запускать. Говорит, что летают они хорошо... Вот только непонятно, что голубки символизируют. Но ясно: из Мосгордумы «ЕдРо» точно не вылетит!
В остальном наглядная агитация «Единой России» полетом мысли не поражает - а зачем? «Мы решили, что не надо перебарщивать, - говорит депутат МГД Андрей Метельский. - В своей агитационной кампании удивлять никого не собираемся, просто информируем население: есть такая партия. И будет».
Забыть о ее существовании на самом деле трудно. Чем ближе к выборам, тем больше неброских плакатов в цветах триколора и со слоганом «Слово держим, дело - делаем» появляется на билбордах. Аналогичные плакаты, только меньшего размера, в едином порыве вывешивают у себя владельцы магазинов, парикмахерских, автозаправок.
Монопольное использование триколора партией власти прекрасно гармонирует с выдержанными в красно-сине-белой гамме официальными плакатами, призывающими идти на выборы. Собственно, только эти цвета нынешней осенью и украшают московские дворы. Все остальные (например, фирменный зеленый партии «Яблоко»), видимо, задевают эстетические чувства узбекских дворников - и они исправно сдирают «неправильные» агитки.
«Яблоко» возят на маршрутках
В московском отделении «Яблока» решили не тратить даром средства партии на листовки у подъездов, чтобы не добавлять работы дворникам. Вместо этого договорились с несколькими столичными фирмами-перевозчиками, и 130 маршруток стали выходить в рейсы с эмблемой партии на борту. «Но мы уже получаем тревожные сигналы от подрядчиков, что на них давят «сверху», - жалуется депутат МГД Сергей Митрохин. - Чиновники требуют соскоблить наш логотип с надписью: «Защищаем москвичей, помогаем каждому» - а иначе могут появиться проблемы с бизнесом. Другие партии активно используют в избирательной кампании «паровозы» - известных людей, чьи лица мелькают в рекламе, но в МГД они работать не собираются. Конкуренты «прицепляются», как вагончики, к Миронову, Жириновскому... Мы такие технологии, вводящие людей в заблуждение, принципиально не используем».
ЛДПР грозит кулаком
Добрый В. Жириновский со своим злым кулаком появляется на билбордах перед каждыми выборами - и эти не стали исключением. «Ребята не парились и явно решили сэкономить на дизайне, - предполагает политический аналитик Мария Чегляева. - Опять «мы за бедных», «мы за русских», особенно для москвичей. Нынешний слоган так и звучит: «Мы вернем Москву москвичам». Реже встречается плакат: «Голосуй за ЛДПР или терпи дальше».
В свое время партия «Родина» была вообще снята с выборов за слоган «Очистим город от грязи». Вариант, предложенный ЛДПР, показался Избирательной комиссии вполне политкорректным. «Им не сделали даже замечания! - возмущается депутат Госдумы Виктор Илюхин. - Хотя наша Конституция не допускает действий, вызывающих социальную напряженность. А лозунг ЛДПР ее явно вызывает. Многие некоренные жители (а их в столице добрая половина) будут считать такое обращение Жириновского оскорбительным».
«Мы в слогане «Вернуть Москву москвичам» имеем в виду борьбу с коррупцией и с чиновниками, - разъясняет Игорь Лебедев, лидер фракции ЛДПР. - Потому что сегодня не москвич хозяин в городе, а чиновник. Мы - за полное обновление правительства Москвы!»
КПРФ пострадала за «Правду»
То, что Избирком никак не отреагировал на лозунг ЛДПР, в Компартии считают явной несправедливостью. Особенно, как настаивают ее представители, на фоне ущемления наглядной агитации КПРФ. «Мы вывесили в городе рекламу, похожую на газету «Правда». Там были изображение «шапки» газеты и текст: «Ты живешь в этом городе или выживаешь? Посмотри правде в глаза!» - рассказывает заместитель первого секретаря КПРФ Иван Мельников. - Около 70 щитов вывесили, а через пару дней они были сняты под предлогом того, что городу срочно именно на этих местах нужна социальная реклама. Фирма, которая занималась размещением, по всем правилам предварительно согласовала с уполномоченным органом все вопросы. Тем не менее рекламщиков заставляют расторгать с нами договоры. Мы обратились в суд, но время уходит...»
Темы правды «Справедливая Россия» решила не касаться. Она выступает за перемену. Большую перемену. На рекламном плакате, где Миронов со товарищи загадочно смотрят вдаль, так и написано: «Большая перемена». Видимо, креативщики хотели сформулировать лозунг о реформе, а получилась реклама для школьников. «Мы же имели в виду перемены, которые могут наступить в организации московской жизни, - разъясняет Николай Левичев, депутат Госдумы РФ фракции СР. - А вообще 10‑миллионную Москву одним лозунгом не захватить. Наша наглядная агитация - как раз для того, чтобы появились вопросы и ассоциации».
Самые предсказуемые плакаты - у кандидатов-одномандатников. На фото, которые украсят наши подъезды, они будут здороваться за руку с Лужковым в черной кепке. Лучше всего, конечно, на фоне Кремля. Но в качестве «задника» подойдут и достопримечательности конкретного избирательного округа: Царицына, Коломенского... Некоторым кандидатам и голову ломать не надо, какую фотографию выбрать, - сгодится та, которая отлично зарекомендовала себя эдак с 95-го года...
Валерий БУЛДАКОВ